Осознание
индивидуальных способностей своего сознания приводит человека к пониманию
необходимости постепенного отказа от идеи независимости, которая в базовых
представлениях личности означает свободу. Поскольку негармоничный социум
постоянно предлагает формы и принцип силовой организации жизни, где существует
взаимное подчинение и вертикаль власти, личностное восприятие свободы
ассоциируется с предельной независимостью от окружающих людей, а в деловой
сфере – от коллег и партнеров. Личностное восприятие важно отделять от
понимания индивидуальности, поскольку личность – совокупность базовых понятий и
представлений, сформированных под управлением ИРБ, отражающих мировоззрение, частично
проявленные индивидуальные способности и особенности характера.
В
связи с этим, на основе эволюционного опыта, человек всегда стремится уйти от
давления с вышестоящей ступени и одновременно ожидает помощи с более высокого
уровня. В основе личностного всегда лежит формула: вся жизнь борьба, череда
противостояний и компромиссов. При этом из поля зрения человека выводятся как
внутренние психофизиологические состояния и напряжения, так и последствия,
связанные с этими напряжениями, в виде ошибочных решений, конфликтности,
нереализованности. В результате личностных реакций человек попадает еще и в
конфликтную внутреннюю ситуацию, когда после содеянного начинает с горечью
осознавать и эмоционально переживать не проконтролированный эмоциональный
отклик, срыв, обиду. Так формируется конфликтное восприятие реальности и себя.
Понимание целесообразности взаимодополняющих, взаимозависимых отношений вне
животного силового принципа ведения жизни, блокируется уже на фазе
рефлекторного восприятия информации о такой системе отношений.
Это
типичный случай, когда информационная деятельность сознания по определению
разумно достаточного в отношениях и контактах перекрывается эмоциональными оценками на основе инстинктивных
реакций в виде первичного отклика. Поскольку навык ИРБ все оценивать с
позиций хорошо/плохо наработан всем периодом биологической эволюции, то и на
смысловом уровне человек старается закрепить в своих представлениях об
организации жизни только то, что «одобрено» программами ИРБ. Это воплощается в
непримиримом отношении личности ко всему, что не соответствует базе ее знаний и
представлений, ее личному опыту. Функция
самосохранения дополняется через закрепление в долговременной памяти человека
негативного личного опыта с целью недопущения повторения пройденной ситуации
или ее признаков. Взаимодействие на иных принципах ведения жизни отвергается. Межнейронные
соединения в коре закрепляются до уровня, близкого постоянно действующим (при постоянном их
использовании), подобно тем, которые отвечают за инстинктивные программы
самосохранения.
В
этом случае ИРБ фокусирует внимание человека на внешних факторах, которые могут
привести к повторению уже усвоенного негатива. Внутреннее психофизиологическое
состояние человека им не анализируется, а направленность внимания и мыслей
во внешний мир гарантирует его личности непогрешимость и правоту. Это крайнее
проявление деятельности личности имеет зеркальное отражение, которое
заключается в другой крайности – бесконечном личностном самокопании, постоянном
сомнении в себе и своих возможностях, а самое главное – в скрытом страхе
личности перед самой жизнью и возможностью наказания с более высокого уровня
воображаемой «вертикали власти». Так животная система человека начинает поиск
«вожака».
Из
этих реакций буквально выткана повседневная жизнедеятельность, когда
неосознанные личностные реакции на основе эмоционально-чувственного отражения укрепляют
границы понятий свой / чужой и готовят организм к жизнедеятельности в
условиях враждебного окружения.
Личность
приступает к поиску тех «инструментов», которые должны обеспечивать ее
независимость и максимальную внутреннюю готовность для подавления вероятных
(для личности) враждебных реакций из внешнего мира.
На
психофизиологическом уровне задачи самосохранения должны обеспечиваться избыточными
напряжениями готовности к борьбе или нейтрализации реакций со стороны всего
того, что вызывает на эмоциональном уровне антипатию.
Таким
образом, в борьбе за сохранение своего «Я» личность человека начинает перераспределение жизненных ресурсов организма
по законам выживания в животном мире, где главенствует силовой принцип
организации жизни. Избыточные напряжения, необходимые для реализации этого
принципа, будут постоянно требовать их энергетической подпитки, а сфера вкусов
и интересов человека будет неосознанно сориентирована на правоту личности и
«свободный выбор» реализации понятия независимости. В каком направлении всегда
осуществляется этот «свободный выбор»? Поскольку сам процесс инициируется ИРБ,
то независимость – это всегда гарантированное насыщение, отсутствие прямой
физической опасности и наличие максимальных ресурсов и накоплений для консервации такой ситуации на
неопределенно долгое время при отсутствии долженствования и зависимых обязательств
перед внешней силой, организационной структурой, конкретными людьми. Система взаимоотношений воспринимается в
таком случае как поле противостояния, борьбы и самоутверждения.
Чтобы
достичь этого, формируется устремленность, которая реализуется в виде новых
избыточных напряжений неприятия и отрицания, готовности к преодолению
препятствий, либо готовности к затаиванию или отступлению до более
благоприятных условий. Но среди рассмотренных состояний есть почти
неуловимое, незаметное промежуточное состояние, которое является началом очень
многих стрессовых переживаний и избыточных напряжений. Это состояние –
тревожная готовность (точнее, тревожная готовность в ожидании худшего, но пока
неопределенного), которую человек не осознает, поскольку такое состояние
формируется с раннего детства в ходе приобретения начальных навыков ходьбы,
общения, изучения окружающего мира.
Если
у человека не было проблемной фазы внутриутробного развития, патологии при
рождении и в ранней фазе младенчества, то состояние тревожной готовности, как
проявление программ ИРБ, естественно, как для живого существа, идущего по лесу
в темноте. В зависимости от воспитания и окружающей среды в детстве,
гармоничности развития ребенка, естественные реакции ИРБ постепенно ослабевают,
если отсутствует прямая физическая опасность для организма или отсутствуют
критические ситуации, которые несут потенциальную опасность. Но глубинные
напряжения тревожной готовности сохраняются, поскольку еще незрелые сознание и
психика не справляются с задачей адаптации в процессе обучения и начале работы.
Это воплощается через эмоциональные переживания и тревоги, которые провоцируют
состояние тревожной готовности и закрепляют глубинные напряжения. Речь идет о
неосознанном состоянии готовности воспроизвести тревожность. Причина этого, как
правило, в отсутствии целостной картины жизненного процесса в сознании, а также
в непонимании человеком себя, своих потребностей и круга достаточного для
ведения жизни.
Если
человек не занимается своим развитием, работой над собой, то эти напряжения
становятся привычными, и на уровне повседневности не чувствуются и, тем более,
не осознаются. Если же возникают эмоциональные переживания или проявляются без
контроля со стороны сознания такие качества личности, как чувство повышенной
ответственности, тревога в связи с ожидаемыми результатами работы и т.д., то
система стрессовых напряжений начинает опираться на состояние тревожной
готовности, что приводит к провоцированию ИРБ. Резкий подъем тонуса нервной
системы, а затем мышечного тонуса на основе биохимического дисбаланса приводит
организм в возмущенное состояние, что обеспечивает срабатывание реакции первичного отклика во всех ситуациях, даже когда
нет прямой физической опасности для организма.
Рассмотренные
ранее блокирующие напряжения начинают
нарастать с опорой на напряжение тревожной готовности в ожидании худшего,
что перекрывает работу сознания и обеспечивает реализацию задачи самосохранения
на принципах силового противостояния.
В
представлениях человека о зависимости главенствуют не только личный опыт и
мнение окружающих, но и интуитивное стремление ухода от вероятного «вмешательства»
во внутреннюю систему – личностное восприятие себя и окружающего мира. На
уровне ИРБ это – недопущение вторжения чужака в свои владения («освоенная
территория» представлений, знаний, лежащих в основе мировоззрения). Когда вся цепочка напряжений
приведена в действие, личность начинает формировать те цели и задачи,
реализация которых сократит все риски
разрушения границ «освоенной территории». Именно здесь формируется поле для
проявления качеств и устремлений, связанных с такими чертами и комплексами как
недоверие, агрессивность, боязливость и неуверенность в себе и т.д.
Остановить
этот процесс с позиций сознания человека можно, выделяя состояние тревожной
готовности, и осознавая его, как инстинктивную реакцию. Поскольку напряжения
тревожной готовности в ожидании худшего человек, чаще всего, не чувствует и не
осознает, необходимо выделить ряд признаков, которые доступны для фиксации и
понимания. К ним следует отнести эмоциональные реакции антипатии, раздражения,
недоверия.
Со
стороны личностных комплексов к ним относятся постоянная неуверенность в себе,
своих возможностях и способностях, чувство исключительности, гордыня,
подозрительность и мнительность. На первый взгляд, подобный перечень выглядит
оскорбительно для личности, но для
сознания это лишь информация для решения смысловых, логических задач.
Первой задачей после фиксации состояния тревожной готовности в ожидании худшего
является задача анализа причины
проявления признаков этого состояния.
Необходимо,
прежде всего, как только выявлена тревожная готовность, выйти из диалога, если
он ведется, приостановить принятие решения и другую текущую деятельность с
целью осознанного формирования равновесного внутреннего состояния.
Переосмысление своих реакций в ответ на информацию извне целесообразно
проводить, начав с собственных представлений о независимости и зависимости для
взаимодействия, взаиморазвития. Важным для ИРБ является заключение сознания об
отсутствии вторжения в «свой мир». Это та самая «освоенная территория», которая
является объектом защиты со стороны ИРБ. Осознание
физической сути переосмысления установки хранить старую информацию позволяет
человеку точнее разделить то, что считается угрозой со стороны ИРБ.
Отсутствие прямой физической опасности, право человека иметь свою точку зрения
и объективная необходимость взаимодействовать с ним позволяют перейти без
избыточных реакций к осмыслению значения системной полезной деятельности во
взаимоотношениях.
Замещение «защитных
программ» в отношении «освоенной территории» на взаимный обмен информацией
обеспечивается позицией восприятия
«наблюдателя-координатора».
Значение
информации может быть осмыслено при условии понимания человеком значимых
вопросов для его сознания и жизни, круга необходимого и достаточного. Если сразу
информация (без ее анализа) воспринимается как лишняя, ложная и т.п., то это
означает, что в условно-рефлекторных связях ядра дендритно-аксонных соединений
удерживается стремление сохранить в целости накопленный запас приоритетной
информации, то есть того, чем дорожит личность.
Дополнение,
обновление, новый уточняющий взгляд на информацию, в т.ч. на информацию из
авторитетных источников, – задача при смысловом восприятии, когда человек
каждый раз «с чистого листа» обеспечивает смысловое восприятие, сортировку,
изучение, анализ, понимание.
В
ходе смысловой обработки и анализа круга определяюще-важной и значимой
информации, все лишнее и так уйдет за ненадобностью, а полезные идеи
зарождаются часто в результате именно информационного обмена. Надобность
удерживать позицию своего «Я» в центре жизненных процессов у личности
ослабляется, а понимание общей картины изучаемого вопроса, его причинности,
может качественно возрастать. В итоге, часть освобожденной массы дендритных соединений
с аксонами в «пучках сети» нейронных структур мозга может быть использована для
новых соединений, «коммутаций». Это означает процесс проникновения
мыслительного процесса вглубь проблемы без сотрясания психофизиологического
баланса организма программами животной системы, неспособной к смысловой
деятельности изначально. |