Оценивая состояние организма и организацию своего мышления,
человек часто оставляет без внимания взаимосвязи между своими мыслями о чем-то
важном для себя и последующими состояниями психофизической системы организма.
Здесь следует обращать внимание на состояние готовности к деятельности и
подъему возбуждения, когда организм как бы говорит: «Ну вот, я готов к самой
главной работе». «Что будем делать сейчас?». Это лишний раз подтверждает тезис
о буквальном восприятии
организмом (его ИРБ) того, что происходит в мыслях, чему в мыслях отдается
приоритет. Таким образом, мыслительный процесс, его побудительные мотивы и
направленность приводят нас к основному механизму, который приводит в движение
мысли, формирует генерации умозаключений. Это мировоззрение, формируемое на его
основе мнение человека и понятия о значимом для себя, приоритетах и ценностях
во всех сферах жизни.
Итак, рассмотрение мировоззрения как устойчивой системы
целесообразно проводить, опираясь на некую его опорную структуру. В основе ее
лежат принципы животного мира, реализуемые инстинктивными программами
самосохранения особи и вида. Основываясь на эволюционном опыте, человек
развивал свою систему мышления, неся печать программ и реакций ИРБ, базируясь
на ее правилах ведения жизни, но решал задачи повышения эффективности
исполнения. Это стимулировало интеллект, развитие шло по пути расширения
представлений и знаний, совершенствования основ жизнедеятельности, вынесенных
из животного мира.
Для животных принципов ведения жизни первооснову составляет
материальный ресурс, пища, ее запасы, возможность их обретения в наиболее
безопасном варианте. На примитивном уровне приоритет материальных ресурсов
сводился к гарантированной доле от «общего пирога». Позже, по мере становления
и развития социальных отношений и развития мышления самого человека, к этому
приоритету он стал относить ресурсы в плане оружия, одежды, имущества, а затем
и знаний. Информация и знания стали приниматься ИРБ человека в качестве
приоритетного ресурса, необходимого для выживания наряду с пищей, кровом и
одеждой еще на заре цивилизации. В настоящее время значение этого ресурса
становится определяюще важным, ИРБ его воспринимает, как и любой другой ресурс
материального мира.
Таким образом, в основу мировоззрения человека заложен некий
фундамент, основанный на ценности материальных ресурсов, благодаря животной
основе (ИРБ), которая обеспечивает самосохранение особи и вида, заботится об
учете этого приоритета в мышлении человека в интересах его выживания. Перенос
на уровень интеллекта основ жизни, приоритетов, принципов ведения жизни в
животном мире, обеспечивается за счет программ инстинктивного характера,
нацеленных на выживание в дикой природе и враждебном окружении.
Непознанность окружающего мира, отсутствие знаний и
понимания своего организма и принципов отношений без силового выживания и
подавления легли в основу эволюционной целесообразности включения максимального
объема программ самосохранения и продолжения рода на генетический уровень, а
значит и в процессы развития абстрактного мышления. Далее следует отметить, что
по ходу социального развития, развития речи и появления письменности, условия
для развития разума позволили человеку распределять свое внимание между внешним
миром и опасностью в нем и внутренним миром и процессами самоосознания себя и
себе подобных. Потребность сохранить накопленные знания и навыки, передать их
следующему поколению и приумножить за счет своих способностей привели к
необходимости создания системы воспитания, как системы сохранения исторической
памяти популяции. В более широком смысле, сохранения вида.
Даже такой поверхностный уровень рассмотрения основ, лежащих
в мировоззрении человека, позволяет сделать вывод о первичности программ и
реакций инстинктивно-рефлекторной животной основы, которая обеспечивала
выживание особи во враждебном мире. Приоритет материального ресурса, начиная с
пищи, оружия, ценных вещей и заканчивая землями, недрами и принятыми
материальными эквивалентами богатства в системе обмена и торговли, привели к
оформлению базиса ценностей животной основы (ИРБ) в системе развивающегося
мышления человека, обеспечивая его устойчивыми ориентирами в деятельности. От
этого базиса целесообразно идти дальше, на следующий уровень структуры
мировоззрения.
Этим уровнем, на наш взгляд, являются социальные условия,
приоритеты и ценности, взгляды на значимое, полученные при воспитании. Этот
уровень более динамичен и разнообразен для каждого человека, поскольку он
определяет процессы формирования личности и ее представлений о себе, жизненных
ориентирах и правилах ведения жизни. Основополагающие посылы базиса животной
основы (ИРБ) в виде мотивации к обретению материальных благ,
конкурентоспособности на основе материальных ценностей, сохраняются в своей
реализации, но у каждой личности различны. Здесь следует рассматривать факторы
влияния среды и социальных условий.
Масштаб в мышлении, потребности в познании, обретении новой
информации и знаний здесь могут быть заложены именно системой отношений периода
воспитания и образования. Когда человек начинает анализировать этот уровень
структуры своего мировоззрения, он должен сфокусировать свое внимание на
принятых в среде воспитания и образования приоритетах и ценностях, которые
нашли отражение в его личностных установках и взглядах. Ведение системных
преобразований жизни, постепенное осмысление структуры своего мировоззрения,
неких «наслоений», привнесенных в самых благих намерениях взрослым окружением,
позволяют человеку четко распознавать доминирующие установки, привнесенные ими
приоритеты и место в этих приоритетах материального, материальных ресурсов и
связанных с ними ценностей.
Это индивидуальная работа, но хотелось бы подчеркнуть, что
любые мотивации, связанные с развитием интеллекта, всегда были направлены на
тактические задачи, связанные с эффективностью деятельности. И если в
ценностной шкале доминируют материальные ресурсы, которые превращаются в
определяющее значимое, то необходим анализ обоснованности этого значимого и
самих устремленностей личности на обретение значимого и важного в материальном
мире.
Понимание основ реализации механизма программ ИРБ позволяет
выделить по каждой составляющей в устремленностях к материальным ресурсам круг
значимых задач и их смысл. Принцип разумной достаточности здесь необходимо
применять для анализа достаточности всего, что касается ведения жизни и
навязанной со стороны общепринятых норм достаточности, необходимой для
деятельности в социальной среде.
Среда, как мощный социальный фактор, формирующий
мировоззрение, оказывает влияние на основы мотиваций в деятельности. В связи с
этим, целесообразно четко очерчивать достаточность в плане ведения жизни и
поддержания организма и достаточность, необходимую для реализации деятельности
в деловой сфере, профессиональной среде. Выделив избыточные «нормативы» в своих
мотивациях, сопоставив их с требованиями общепринятого в своей среде, человек
способен скорректировать не только устремленности личности, но и глубже
осознать то, как реализуются в среде установки животной системы обретения
максимума материальных ресурсов, стремления к предельному насыщению и
гарантированному уровню принятого в среде потребления.
В результате этого человек способен даже в зрелом возрасте
определиться в достаточности круга материальных ресурсов для ведения
собственной жизни без оглядки на общепринятые объемы и нецелесообразные усилия
для их реализации. Ведение деятельности по общепринятым правилам не должно быть
универсальным ответом на вопросы осознанной самокоррекции в своих ценностях и
стремлениях. Человек может принимать правила игры, но участвовать в системе отношений
может разумно, опираясь на принципы разумной достаточности без деформаций основ
мировоззрения, которое личность стремится сохранить неизменным.
Ресурсы, необходимые для формирования условий предстоящей
деятельности, должны разумно соразмеряться с целями деятельности. Страх
оказаться «белой вороной» может выделяться разумом как естественное проявление
программ животной основы. «Просматривая» таким образом основы сложившегося
мировоззрения (взглядом со стороны и сверху в качестве наблюдателя-координатора
процесса), человек может перейти на следующий уровень структуры своего
мировоззрения – уровень основ взглядов, убеждений и ценностей, сформированных в
ходе самовоспитания личности.
|