(«Разум и развитие» Текст №16)
Тревожность как психическое явление характеризуется весьма сложным строением и затрагивает практически все уровни жизнедеятельности человека, включая психологический и нейроэндокринный. Согласно научным взглядам на это явление, при его изучении необходимо понимать, что это комплексное явление, которое до конца не изучено.
С точки зрения ведения жизни от РУС (см. Термины) рассмотрение проблемы тревожности и страхов крайне важно для изучения и понимания внутренних состояний человека и причин изменения его психофизиологического баланса, изменения способностей его сознания в вопросах смыслового восприятия, понимания информации и принятия решения.
Целесообразно четко понимать различия между тревожностью и страхом. Страх относится к реакции на реальную угрозу. Тревожность – это реакция на возможность возникновения угрозы, тревожность безобъектна.
Страх и тревожность – различные уровни психических состояний, тревожность предшествует генерациям страха и является, скорее, индивидуальной психологической особенностью человека. На психологическом уровне тревожность выражается проявлением напряженности, нервозности, беспокойства, когда человек переживает чувства неопределенности и незащищенности.
Отметим, что тревожность – это комплексное состояние психики и организма, а тревога – это реакция, начинающегося страха, она является более выраженной и усиленной. Тревожность чаще всего является негативным эмоциональным состоянием, которое может быть связано с ощущением опасности и особенностью личности человека, которая проявляется в склонности к эмоциональным переживаниям.
Существует ряд научных данных о том, что в реализации тревожности, как эмоционального состояния, первостепенную роль играет лимбическая система.
В целом, тревожность является адаптационным механизмом и играет большую роль в задачах выживания. Система «миндалина-гиппокамп» преобладает над системой «фронтальная кора-гипоталамус», когда у человека нестабильна эмоциональность, высок уровень импульсивности, и отсутствует устойчивое управление от ВК (см. Термины) процессами восприятия и вниманием сознания.
Следует отметить, что гиппокамп и миндалина играют важную роль в процессах когнитивного характера и в памяти. Они влияют на усвоение, сохранение и угасание страха. Миндалина «взвешивает» ряд возникших эмоций, которые порождаются потребностями человека, а далее определяет выбор поведения.
Здесь важно отметить, что преобладание активности отдельных ядер миндалины предопределяет индивидуальные склонности человека к проявлению защитных реакций, связанных с тревожностью и стрессом.
Гипоталамус играет особую роль вместе с лимбическими структурами, контролирующими тревожность. Это объясняется тем, что структуры других уровней мозга, которые включаются в эмоциональное возбуждение, находятся в зависимости от так называемых эмоциогенных зон гипоталамуса.
Все это, в совокупном проявлении, ведет к ускорению рассеивания внимания сознания человека, что приводит к формированию рефлекторного восприятия реальности. Последствием является подъем тонуса нервной системы, рост возбуждения множества структур коры и частичное торможение сложных процессов формирования умозаключений, обобщений и логических выводов.
При длительном проявлении тревожности растет неадекватность восприятия информации извне, а на физиологическом уровне растет биоэлектрическая активность мозга. В результате человеку становится недоступным альфа-состояние, в котором ему легче обучаться, обрабатывать информацию и воспринимать новизну. Общий дисбаланс и неустойчивость внимания сознания, зачастую, приводят к ошибочным выводам, генерациям страхов, общей активизации личностных комплексов человека.
Учитывая сложность такого комплексного явления как тревожность, целесообразно начинать коррекцию своего состояния с формирования равновесного внутреннего состояния для снижения уровня напряжений и уровня возбуждения коры мозга.
Здесь важна организация жизненного процесса и понимание значимости освобождения от тревожности своей психики и организма в целом. Такая работа должна опираться на ежедневное проведение медитативной релаксации. Основными этапами являются наиболее полное абстрагирование от информации извне, текущих проблем, воспоминаний, а также хаотичных проявлений фрагментов собственных умозаключений.
Эффективность релаксации повышается, когда проводится адресная релаксация путем фокусировки внимания сознания на каждой группе мышц, требующей глубокого расслабления. Время фокусировки внимания сознания примерно 10-15 секунд. Затем целесообразно побыть в состоянии «безмыслия». Желательно определить для себя доступный период времени, ориентируясь на цель – около 6 минут полного «безмыслия». По мере наработки навыка это время увеличивается до нескольких десятков минут.
Согласно среднестатистическим оценкам, которые приводятся в различных методиках и практиках, большая часть возбуждений по микрозонам коры начинает сниматься после, примерно, 5 минут такого состояния «безмыслия». По мере наработки навыка и практики формирования созерцательного состояния «безмыслия» происходит все более глубокое притормаживание коры, снимается возбуждение и постепенно восстанавливается психофизический баланс равновесного состояния. В достигнутом состоянии сознания необходимо проводить анализ причин возникшей тревожности, составляя, в итоге, перечень реальных тревог, которые удалось выделить.
Далее необходимо каждую позицию этого перечня изучить и проанализировать с целью выделения причины тревожности, обоснованности тревожности и значения самой угрозы. Здесь важно понимание того, что бОльшая часть наших тревог является результатом домысливания, мнительности личности, неопределенностей.
И здесь важно понять идею, что необходима более точная организация собственных действий, их предварительная подготовка и изучение информации из внешнего мира, связанной с причиной тревоги. Во всех вопросах, которые зависят от самого человека, необходима четкая организация подготовки деятельности, планирование и согласование со всеми участниками.
Важно выделять в себе готовность домысливать, ожидать только худшего, без оснований и логики. В ходе переосознания такой черты необходимо готовность домысливать замещать конструктивной программой размышлений от ВК. Обоснованность, логичность или нелогичность становятся понятны, когда человек (его сознание) находится на третьей точки наблюдателя-координатора, то есть над плоскостью жизненных процессов, событий и ситуаций. Увидеть себя и свои суждения со стороны, проанализировать их – задача психокоррекции на пути системных преобразований жизни. Переосознание, анализ проявлений, выявление привычек личностного ума эго – ядро процесса конструктивных изменений себя и своего мировоззрения.
Важно отметить, что немаловажную роль в такой комплексной коррекции внутреннего состояния играет дыхательная гимнастика и выполнение различных комплексов физических упражнений. Важнейшей задачей всей психокоррекции, связанной с тревожностью, является задача повышения осознанности. Когда человек понимает смысл и значение предстоящего или выполняемого действия, он не провоцирует лишний раз свою лимбическую систему, не нарушает психофизиологический баланс и сохраняет продуктивный режим работы всех нейронно-сетевых структур коры. Когда регулярно проводится разумная корректировка режима и ритма дня, выполняются ежедневно медитативная релаксация и анализ причин собственных тревог, то организм обретает психофизиологическую устойчивость. Это становится фундаментом для формирования стрессоустойчивости психики и организма в современных условиях. |