Различаются первичные и вторичные эмоции. Первичные эмоции связаны со страхом физической смерти. Они выражают главную программу – самосохранение, и носят врожденный характер. Страх, гнев, ярость – инструменты мобилизационной программы физиологических ресурсов организма. Вторичные эмоции формируются, когда человек уже сформировал личностное мировоззрение, личностные комплексы в результате подражания взрослым, влияния взрослых, среды обучения и общения. Здесь активно начинают проявляться рефлекторно-личностные комплексы, то есть эго.
Эмоциональные реакции делятся на аффекты, эмоции, чувства, настроения, впечатления и стрессовые состояния. Аффекты возникают в результате сильного потрясения и оказывают на человека и работу его сознания блокирующее воздействие. Аффекты отличаются непродолжительностью и связаны с изменением процессов управления вниманием сознания. Человек впадает в «ступор», реже – в состояние эйфории. Человек воспринимает лишь информацию, которая имеет отношение к процессу или объекту, которые вызвали аффективную реакцию.
Эмоции – весьма длительные реакции, которые формируются, как отклик на совершившиеся события, факты, а также на ожидаемые, предполагаемые процессы и события (включая и домысливание). Эмоции всегда связаны с доминирующими чертами личности, с ее мировоззрением, предпочтениями и вкусами. Когда происходит несовпадение реальности с тем, что личность определяет как правильное и истинное, тогда возникают негативные эмоции и переживания. Это ведет к стрессовым состояниям. При совпадении информации извне с личностной позицией и взглядами формируется удовлетворение, чувство оптимизма и радость в ожидании лучшего.
Целесообразно помнить, что эмоции всегда отражают субъективную оценку на основе рефлекторно-личностных комплексов, которые закрепляются в детстве. Существенно реже эти комплексы формируются в начале взрослой жизни. Чувства человека – это весьма устойчивые состояния эмоционального плана, и они привязываются адресно к конкретике. Это может быть человек, отношения, понятия. Настроения – это эмоциональные состояния, которые формируются как фон и носят длительный характер. На фоне настроения строится восприятие реальности личностью. Для работы по осознанию эмоций нужно помнить, что настроения всегда связаны с приятием или неприятием кого-либо, или чего-либо. Часто настроения могут отражать какие-то доминирующие черты личности или ее интересы.
Стрессы можно определить как комплексные физиологические реакции организма и психики человека на опасное, неожиданное или угрожающее проявление реальности, конкретное событие или процесс, протекающий в ней. Стресс всегда связан с активной выработкой кортизола надпочечниками со всеми последствиями, рассмотренными ранее в текстах. Стрессовые программы формируются при неприятии и отрицании, обиде, несогласии в форме психофизиологических и биохимических дисбалансов.
Когда человек в стрессе, смысловое восприятие информации и ее понимание на уровне ВК замещается эмоциональным отражением и описанием. Это всегда приводит к формированию эмоциональных переживаний и подъему биоэлектрической активности мозга. Наиболее распространены личностно-эмоциональные реакции обиды и комплекс отрицательных эмоций в связи со страхами. Здесь не имеется в виду страх перед лицом прямой физической опасности смерти. Там работает другой механизм самосохранения.
Изучение и анализ собственных эмоций в этом плане целесообразно начинать с того, что обиды и страхи закрепляются в детстве и связаны с самооценкой личности, сформированной под влиянием взрослого окружения. Часть процессов осознания истинной природы обид и страхов блокируется при анализе причин и механизмов обиды из-за «памяти тела и психики». Это воплощается в готовности к первичному отклику. Что это означает? Это означает, что в первую очередь срабатывает программа готовности ответить сразу, личностное сравнение поступающей информации с ожиданием, со своими представлениями. Личность выводит вперед чувство несправедливости на основе «памяти детства». Это программа, которая в детстве формировала и закрепляла обиду. Вероятно, при многократном повторении в детстве и юности под такие программы закреплялись аксонные связи в коре. Такие связи являются активными и срабатывают в первую очередь, опережая формирование целостной картины ситуации и ее всесторонний анализ. Эмоции, связанные с несоответствием ожиданий личности и поведением других людей, имеют причинность в рефлекторно-личностных комплексах (эго). Для более полного понимания механизма управления эмоциями в отношении обид и страхов личности перед информацией в свой адрес необходимо помнить, на наш взгляд, что коррекцию целесообразно начинать с понимания того, что основа отклика-обиды в том, что личность стремится отграничить реальность, отведя не нравящееся за границу «своего». В широком смысле это относится к любому проявлению реальности и окружающих людей, если восприятие рефлекторно-личностное, и человек не работает над постепенным переводом такого восприятия на уровень смыслового, на уровень ВК. Последовательность действий для практического управления эмоциями, с учетом изложенного выше, можно представить следующим образом.
- Провести полное абстрагирование, сформировать равновесное внутреннее состояние и интерес к управлению собственной жизнью. На этой основе перейти к точке «3», то есть подняться над «плоскостью жизни» до уровня наблюдателя-координатора. Это рассмотрение любой ситуации «со стороны и сверху». С этой позиции приступить к исследованию своего эмоционального проявления. Для этого выполнить следующие действия и логические операции.
- Выделить и исследовать эмоциональное проявление своей личности, изучить, какие события, какая информация породили конкретную эмоциональную реакцию. Выделить и понять, какие ощущения проявились в связи с эмоциональной реакцией, и какому состоянию эти ощущения соответствуют. Здесь же понять, какие напряжения были сформированы.
- Понять, насколько существенна информация, вызвавшая эмоциональные реакции для задач ведения жизни от ВК.
- Понять, как данная эмоциональная реакция влияет на состояние организма и психики, и какие последствия для сознания она несет.
- Рассмотреть, абстрагируясь от ситуации, те функции и задачи, которые связаны с проявленной эмоциональной реакцией. Понимание этого вопроса приводит к частичному освобождению от сформированных напряжений и закрепляет внимание сознания на процессе исследования собственных эмоций и их проявлений. Это ведет к постепенному пониманию, что, по истине, вызывает волнение, эмоциональное переживание или стрессовое состояние.
- «Просмотрев» конкретный тип эмоциональных реакций, свойственных личности, найти круг основных причин в детстве и конкретные проявления в организме в ощущениях в настоящее время. Провести замещение эмоционального отклика в виде данной реакции конструктивной цепочкой умозаключений, объясняющих весь негатив от данной эмоциональной реакции. Затем всегда переключать внимание сознания на позитивные сдвиги в каждой сфере жизни, связанной с самоосознанием и пониманием причин своих эмоциональных реакций.
- Фокусируя внимание сознания на процессе самопознания и исследования, напомнить себе о собственном разуме и его способностях, познавая Индивидуальность. Такое обращение к смысловому уровню восприятия себя освобождает человека от режима «участник процесса переживания». Далее нужна целостная картина ситуации, вызвавшей конкретную эмоциональную реакцию. После этой процедуры можно перейти к формированию конструктивных мыслей в виде плана полезного применения своих индивидуальных способностей сознания.
Примечание: целесообразно помнить, что сильные отрицательные эмоции и переживания нельзя «задавливать» и загонять их на уровень подсознания. Их необходимо «выпускать» в благоприятной обстановке одиночества и наблюдать с позиции наблюдателя-координатора (ВК).
Приведенные выше пункты и являются общим подходом для формирования процесса управления эмоциями со стороны ВК. Управление осуществляется путем переключения внимания сознания с процесса переживания и описания на процесс анализа и рассуждения. Результаты рассуждения необходимо прочувствовать организмом на основе понимания своих ощущений и внутренних состояний. Это тот базис, который, наряду с общими знаниями об основах строения организма и психики, делает управление эмоциями устойчивым, а психоэмоциональные реакции предсказуемыми.
Осознанность своих эмоций и управление процессом не должно вести к силовому «задавливанию», вообще к силовым состояниям. Скорее, наоборот, человек избегает возгонки избыточных напряжений, постепенно от них освобождается «слой за слоем». Это ведет к росту чувствительности и более тонкому пониманию своих ощущений, течения и направленности эмоций и мыслей. С этого уровня можно приступать к управлению сознанием и психоэмоциональной сферой мироощущения на пути к V уровню развития сознания. |