Ведение жизни. Раздел IV
Управление смысловым восприятием
Для понимания основных принципов управления от ВК смысловым восприятием рассмотрим последовательность (цепочку) процессов потери смыслового восприятия и перехода к рефлекторно-личностному восприятию и мышлению. Итак, основные фазы потери управления смысловым восприятием:
- Генерации страхов, спонтанно-импульсивные эмоциональные отклики, вспышки личностных реакций возмущения, неприятия и отрицания.
- Как результат - формирование психофизического дисбаланса в целом, который является основной причиной фрагментации работы сознания на основе страхов, эмоционально-чувственных вспышек, возбуждения и отвлечения из-за реакций рефлекторно-личностной системы.
- Результатом фрагментации работы сознания является фрагментация работы памяти и фрагментация процессов смыслового восприятия.
- В результате фрагментации смыслового восприятия утрачивается смысловая мотивация деятельности (в т.ч. познавательного процесса и отношения к жизни как к познанию). Утрачивается интерес к этой деятельности со стороны сознания.
- Управление захватывает рефлекторно-личностная система человека путем провоцирования программ и реакций ИРБ. Начинают действовать консерватизм ИРБ (любая деятельность лишь при крайней необходимости), предпочтения личности и устойчивые рефлекторно-личностные стереотипы восприятия реальности и себя со стороны личности.
Таким образом, реализуется рефлекторно-личностный комплекс человека при восприятии себя и информации извне, включая устремленности к скорейшему завершению деятельности путем мобилизации физиологических ресурсов организма. Это уже силовое состояние, требующее «гормональной подпитки». В итоге формируется общий рост избыточности организма и психики, а также рост биоэлектрической активности мозга. Это и является барьером на пути развития способностей сознания человека понимать физическую суть процессов и явлений окружающего мира, суть и причины собственных внутренних состояний. Приведенный перечень упрощен, но дает ясную картину процесса, связанного с восприятием и его значением, в целом, для процессов развития сознания человека, его индивидуальных способностей.
Целесообразно начинать изучение и понимание основ управления вниманием сознания, а затем и управления смысловым восприятием с ясного осмысления собственных самоощущений и понимания причины своих внутренних состояний. Необходима практика ежедневного восприятия ощущений по организму, внутренних состояний, а также осознания человеком привычной направленности хода мыслей и эмоциональных реакций.
По мере освобождения от избытков в сфере психофизической системы организма за счет коррекции питания, режима и ритма дня, сброса части избытков в ходе ежедневных занятий физической культурой и переосмысления своих доминирующих рефлекторно-личностных реакций в первичном отклике, становится понятным путь более устойчивого управления смысловым восприятием.
Целесообразно использовать механизмы планирования предстоящей деятельности, включая деятельность по восприятию информации извне (в т.ч. контакты с людьми, диалоговое общение, просмотр новых материалов).
Зрительный тракт человеческого организма при отсутствии отвлечений личности на сторонние интересы обеспечивает поступление не менее 75% информации напрямую в сознание. Целостная картина изучаемого вопроса или предстоящего плана действий в виде схемы, изложенной на бумаге или мониторе, позволяет, удерживая целостный образ перед глазами, отследить и уточнить взаимосвязи, глубже понять причины и следствия.
Практика написания своих мыслей, планов, задач предстоящей деятельности, повышает устойчивость управления вниманием сознания и смысловым восприятием. В ходе предварительной подготовки к процессу восприятия необходимо сфокусировать внимание своего сознания на типичных реакциях личности в виде первичных откликов при восприятии информации извне. К ним относится множество рефлекторно-личностных реакций, таких как вспыльчивость, обидчивость, возбудимость в неприятии и отрицании. Этим реакциям соответствуют конкретные напряжения, которые человек должен научиться ощущать, выделять, как признак начала своего рефлекторно-личностного отклика. Во многом это и начало завершения управления от ВК процессом смыслового восприятия. Необходима ежедневная практики переосмысления таких привычных откликов рефлекторно-личностной системы и практика адресного расслабления соответствующих групп мышц на основе постепенного понимания бессмысленности и опасности таких откликов для собственного сознания человека.
Диалог от ВК с личностью, которая провоцирует реакции ИРБ своими комплексами, должен практиковаться при переосмыслении комплексов и в ходе самого процесса восприятия. «Ну что, опять за свое любимое дело?» - говорит ВК рефлекторно-личностной системе, поймав ее на отклике. Примерно так может начинать строиться диалог ВК с личностью.
Стратегия устойчивого управления восприятием от ВК должна строиться на общем смысловом векторе, который формирует человек, понимая смысл и значение предстоящего процесса восприятия информации. Этот вектор должен быть достаточно широк, чтобы исключить утрату полезной информации, ценность и значение которой сразу могут быть не понятны и не известны ВК. Критерием логически-смыслового значения воспринимаемой информации может быть наличие в ней взаимосвязей с задачами ведения жизни в каждой ее сфере. Тогда целостная картина этих взаимосвязанных задач ведения жизни может быть использована для поиска «точек» приложения, применения поступающей информации и знаний. Разумная достаточность на примерном уровне оценивается ВК при предварительной подготовке к восприятию и в ходе восприятия. Признаком достаточности в ходе восприятия может быть наличие дополнительных деталей и комментариев, сопутствующих знаний и информации, на которые слишком глубоко и детально уводится фокус внимания сознания.
Практика формирования и постепенного укрепления управления от ВК процессами логически-смыслового восприятия и внимания сознания многогранна. Тактика строится на изучении и понимании своих рефлекторно-личностных особенностей восприятия и переосмыслении причин привычных личностных реакций для их постепенного угасания до уровня не прерывания логически-смыслового восприятия. Особое место занимает саморегуляция от ВК, когда человек самостоятельно выделяет текущие задачи самокоррекции, начиная от нормализации положения диафрагмы и нормализации оттока венозной крови от мозга до распределения внимания сознания и осознания направления хода своих мыслей и эмоций.
Возобновление интереса сознания к жизни, стоящим проблемам и новому пониманию закономерностей реальности является условием для ежедневного возобновления, самостоятельного инициативного формирования человеком логически-смысловой мотивации предстоящей деятельности. Это задача из сферы разума человека, и определяется уровнем его самоорганизации, уровнем понимания значения смыслового восприятия и устойчивого управления им со стороны ВК.
Краткие выводы:
- Системным условием развития сознания является логически-смысловое восприятие человеком информации об окружающей реальности и информации от своего организма и сознания.
- Не должно быть импульсивности возбуждения и мобилизации, как управляющих факторов со стороны животной системы. Внимание сознания и логически-смысловое восприятие должны быть под управлением ВК. И эта задача должна входить в задачи комплексного развития сферы разума человека.
- Чем выше уровень организации логически-смыслового восприятия и самой работы сознания, тем меньше, в целом, животных генераций страха и психоэмоциональных реакций переживания. Эта задача должна решаться при ежедневном упорядочивании и организации собственного мышления и деятельности в русле намеченных планов.
|