Управление восприятием и мышлением
(«Разум и развитие» текст №7)
«Правильно мыслить – более ценно, чем многое знать»
Джон Локк
Важным принципом ведения жизни от РУС (см. Термины) является принцип опережающей работы сознания. Его суть в том, что сознание должно опережать процессы взаимодействия человека в материальном мире, процессы деятельности и восприятия реальности. Необходимо проводить предварительную подготовку деятельности, осмысление ее значения, значения результатов, их взаимосвязи с другими задачами ведения жизни и вариантов развития событий.
Когда человек идет на поводу первичного отклика, который опережает осознанность и воплощает эмоционально-импульсивный отклик личности на основе реакций ИРБ (см. Термины), то возникает резкое изменение психофизиологического баланса его организма.
Провоцирование реакций животной системы много раз уже рассмотрено в текстах, включая последствия по организму и психике. Важным аспектом здесь является проявление разрывов в логически смысловых цепочках умозаключений, которые не осознаются человеком. Человек руководствуется своими стереотипами и не осознает процессы первичного отклика, протекающие фактически под управлением ИРБ.
Исследовать механизм первичного отклика крайне необходимо в настоящее время в связи с активизацией программ ИРБ по самосохранению особи и вида. Отметим, что активизация программ самосохранения вида происходит при крупных техногенных авариях, землетрясениях, войнах и других событиях, несущих угрозу массовой гибели людей. Если же процессы военного противостояния, геофизические катаклизмы находятся в географической близости, то активность программ самосохранения вида существенно повышается по сравнению с прежним уровнем мирного времени.
Программы самосохранения вида активизируются и воплощаются на уровне организма в виде роста избыточных напряжений по мышцам головы, основания черепа и мышцам шеи, трапециевидным мышцам и мышцам вдоль позвоночного столба.
Все это происходит на фоне сокращения фазы вдоха и повышения уровня возбуждения многочисленных микрозон коры, связанных с эмоциональным отражением реальности и угроз для жизни людей.
При подъеме биоэлектрической активности мозга человек утрачивает способность к смысловому восприятию реальности в полной мере. Начинаются процессы, связанные с генерациями страхов, возмущения, неприятия, отрицания и т. д.
Подобные процессы вызывают постепенное блокирование возможностей коры лобных долей выполнять высшие когнитивные функции. По организму усиление рефлекторных напряжений вдоль позвоночника, у основания черепа и по мышцам шеи приводит к компрессии позвоночника и повышению вероятности пережатия различных групп спинномозговых нервов в области их корешков.
Каждый из отделов позвоночника «отвечает» за иннервацию конкретной группы внутренних органов. При пережатии на каких-то участках корешков спинномозговых нервов в результате мышечных напряжений и компрессии происходит нарушение процессов иннервации конкретных органов.
Все это приводит к дисбалансу организма и нарушениям процессов регуляции по конкретным органам и жизненным системам. Начинаются сбои в работе органов, нарушается общий психофизиологический баланс.
Личностный ум эго строит восприятие реальности и своего организма, включая в этот процесс эмоционально-чувственную сферу личности. Именно это приводит к формированию избыточных эмоциональных переживаний и провоцирует реакции ИРБ, связанные с самосохранением особи и вида.
Внимание сознания необходимо всегда закреплять на процессах восприятия. Если в отклике на информацию извне есть непринятие, страхи и возмущения, то это сигнал для ВК, означающий необходимость вмешательства РУС. Непринятие реальности личностным умом эго приводит к тому, что животная управляющая система трактует непринятие как наличие потенциальной опасности для организма.
Включается мобилизация физиологических ресурсов и программа самосохранения особи и вида. Необходимо все это учитывать, приступая к рассмотрению задач, стоящих перед ВК (см. Термины) по управлению восприятием, мышлением и принятием решений в настоящее время.
Другая сторона проблемы удержания смыслового восприятия реальности и не скатывания к рефлекторному восприятию заключается в необходимости поддержания интереса к жизни и поддержания познавательной инициативы. Восприятие информации и ее анализ необходимо строить с опорой на разумную достаточность, останавливаясь на определяющих и значимых процессах и фактах.
Необходимо для смыслового восприятия абстрагироваться от эмоционального отражения событий и их переживания. Нужен подъем до смыслового восприятия, для этого необходимо равновесие, которое поддерживает ВК.
Итак, процессы восприятия необходимо осознавать, исключать участие в них эмоционально-чувственной сферы и исключать эмоциональные переживания при принятии решений. Условием для такой работы ВК является равновесие, осознанное и формируемое человеком в течение дня с обязательным пониманием текущих задач по ведению жизни.
Познавательная деятельность не должна ассоциироваться только с процессом обретения знаний. Важно понимать, что для ведения жизни под управлением РУС необходимо умение мыслить, умение управлять восприятием и адресно снимать избыточные рефлекторные напряжения, спровоцированные личностными реакциями.
Для этого необходимо использовать и развивать умение рассматривать и выявлять структуру стоящей проблемы. Понять, из чего она состоит, выделить взаимосвязи между ситуациями, выделить конфликтность ситуации или конфликтность восприятия, выделить условия жизни и деятельности на текущий момент с учетом новых обстоятельств.
Следующим шагом должно быть выделение конкретной информации и уточнение причинно-следственных связей, которые были не поняты ранее. Понимание картины в целом и ее смысловое восприятие позволят перейти к осмыслению своей задачи или проблемы, переосмыслить ее прежнее понимание.
Если нет понимания новых условий деятельности или жизни в целом, то необходимо дополнительно собрать необходимую, значимую информацию о новых условиях деятельности и возможностях решения стоящей задачи. Предварительный анализ картины в целом зачастую позволяет скорректировать задачу, изменить ее постановку и понять реальность ее выполнения.
Все эти шаги важно сочетать с пониманием задач ведения жизни и их взаимосвязи с рассматриваемой проблемой. Управление мышлением и принятием решения необходимо осуществлять в условиях равновесного внутреннего состояния. Если же его нет, то начинать необходимо с его формирования.
Главным для понимания ведения жизни от РУС является следующее: равновесие должно охватывать организм, психику и разум человека. Это системное условие для полноценной работы разума в системе принятия решений человеком. |