Эволюция процессов развития связей в коре мозга человека привела к возможности формирования человеком смыслового отклика на сигналы из окружающего мира и собственного организма. Сложность этого процесса обусловлена задействованием не только генетически обусловленных связей между нейронами коры, но и задействованием новых связей, отражающих навыки и обретенные знания в отношении окружающего мира. Круг этих задач отражения реальности и осмысленного отклика ограничен событием, которое воспринято органами чувств человека, понято как сигнал к деятельности. Это уровень отклика на условный раздражитель, когда нет прямой физической опасности и не задействованы безусловные программы самосохранения ИРБ. На этом уровне примитивного мышления человек не только осмысленно реагирует на сигналы организма о потребностях, но и выстраивает определенные цепочки умозаключений, связанных с путями их реализации. Добавлением к этому являются психоэмоциональные реакции личности человека, которая сортирует информацию извне по принципу приятно/неприятно. Этот принцип имеет животную природу восприятия, он связан с деятельностью таламуса.
Животное опирается на информацию от органов чувств, а инстинктивные программы поведения обеспечивают почти мгновенную реакцию на признак опасности в окружающем мире. Граница восприятия всего комплекса информации для животного очерчена событием или проявлением внешнего процесса воздействия в виде череды не протяженных событий. Таким образом, основа информационной базы для отклика животного определяется требованием «здесь и сейчас», а также программами ИРБ - охоты, преследования, затаивания на основе системы биохимических стимулов, выработка которых предусмотрена самим строением организма.
Аналогичная картина сформировалась в ходе эволюции у человека. Строение и функционирование основных жизненных систем и органов обеспечивает различные ритмы жизнедеятельности и систему биохимического обеспечения реализации программ и реакций ИРБ. Это означает, что животная система управления откликом в человеческом организме базируется на той лишь информации, которая получается на основе отображения реальности на текущий момент. ИРБ, имея эволюционный опыт выживания в условиях циклично меняющихся сезонных периодов, имеет в своем арсенале рефлекторные программы адаптации и ведения жизни на перспективу 3-4 месяца, а текущая информация является приоритетной для организма, обмена веществ, функций всех органов и опорно-двигательного аппарата.
Информационная составляющая жизни, отражение реальности для животной системы управления (ИРБ) определена текущей ситуацией. С появлением абстрактного мышления человек смог точнее разрешать свои жизненные проблемы за счет возможностей мозга, зарождающегося сознания, но в границах текущего, наблюдаемого органами чувств процесса жизни. Таким образом, примитивный уровень мышления зародился существенно раньше возможностей полноценного обмена информацией и способностей более полного представления человеком предстоящих событий и вариантов своего поведения исходя из жизненных задач себя и своего окружения. Примитивный уровень мышления обеспечивает решение задач удовлетворения потребностей организма и желаний личности, выстраивая программу действий не далее самого желания или предпочтения личности. Важно отметить, что навыки ведения жизни под управлением ИРБ у человека существенно улучшились, а возможности решения задач оптимизации своих действий и обучения новым навыкам действий возросли. Здесь следует выделять очень четкую, прямую зависимость внутреннего состояния организма человека от установок ИРБ, основанных на реакциях, сортировках от таламуса – древней структуры мозга. В нем идет постоянное сравнение информации из окружающего мира по принципу приятно/плохо. Сравнение себя с окружающими, сравнение известного с неизвестным, отторжение всего, что неопределенно и неизвестно соответствует первейшей задаче, распространенной от ИРБ на процесс мышления.
Психоэмоциональная сфера на этом уровне играет значительную роль отражения реальности на основе эмоций и примитивных переживаний, которые осмысленны человеком и определены как значимые. Все они связаны со страхами за жизнь и страхами быть удаленным из сообщества. Поэтому на этом уровне существенно меняются параметры работы структур мозга (включая магнитоэлектрические) в зависимости от бурных эмоций, страхов, приводящих к большим биохимическим скачкам в организме. Это, прежде всего, ускоренная реакция отклика на все то, что противоречит желаниям и ожиданиям. Само противоречие порождает острую эмоциональную окраску неудовольствия, что притормаживает процессы синтеза дофамина, гормона, «отвечающего» за удовольствие. Процесс формирования умозаключения укорачивается, выбираются наиболее простые и часто повторяющиеся. Самими усвоенными являются отклики ИРБ, поэтому рефлекторный характер отклика при включении примитивного мышления не предусматривает протяженной работы сознания, а скорее, напоминает импульс.
Итак, начальный уровень сознания человека сформировался на основе наиболее разветвленных, адаптированных программ ИРБ и условно-рефлекторной базы в интересах самосохранения особи и вида. Информация для работы такого уровня сознания является фрагментарной, весьма локальной в границах процесса, который касается человека и несет информацию о признаках угроз, новых проявлениях в окружающем мире.
Психоэмоциональная сфера отражения на этом уровне очень значима для человека, а бурные реакции этой сферы зачастую запускают программы мобилизации ресурсов организма. Как у животного перед схваткой, охотой. Разрыва с программами ИРБ по четко очерченной линии разумности на этом уровне нет, но присутствие способности к абстрактному мышлению позволяет развивать и углублять навыки, познавательные возможности при общении с себе подобными.
Это привело к образованию информационной базы примитивных знаний. Программы самосохранения особи и вида, примитивный труд на этом этапе простимулировали развитие навыков обмена информацией, речевого аппарата, появления круга новых потребностей уже в информационном обмене. Примитивное мышление, наряду с мышлением «отклика на раздражители» - процессы внешнего мира, сформировало 1 уровень работы сознания, когда произошел мощный прорыв человека к информации о ведении жизни старших, к опыту предшествующих поколений. На этом уровне началось осознание человеком себя и проявились потребности в обмене информацией с окружающими. По мере развития сознания человека этот уровень углублялся и расширялся, отражая в себе сложные программы самосохранения. Рефлекторные мотивации в связи с потребностями организма в пище, воде, примитивном жилище (защите от окружающей среды) обрели глубокие корни, благодаря ИРБ, и были спроецированы на новый уровень – уровень мышления, процесса формирования умозаключений и выводов. 1 уровень мышления, сознания человека явился фундаментом для последующих этапов развития разума, который обретал особое значение в жизни человека.
II уровень.
Второй уровень развития сознания знаменует процесс развития трудовых и воинских навыков, когда активно развивался речевой обмен и проявлялись потребности в согласовании коллективных действий для охоты, ведения хозяйства, ведения войны. Основная особенность этого уровня – проявления человеком животного эгоизма в отношениях с окружающими при полном подчинении воле главы (вожака). Период становления 2 уровня мышления – вероятно самый длительный, сюда целесообразно включать и развитие способностей планировать совместные действия на период жизни, более длительный, чем климатический сезон. Главным моментом здесь является формирование смыслового отклика не на текущее раздражение, а на вероятность проявления раздражителя, внешних факторов и условий для жизни и деятельности.
Страхи, продиктованные стремлением к сиюминутной выгоде, удаче, победе сочетаются на этом уровне с процессами более сложной обработки информации. Это связано с ростом социальных задач перед человеком, выполнение которых стало невозможно без полноценного обмена информацией и углубления специализации в определенных видах деятельности, отличающие одного человека от другого. Смысл отражения реальности и понимания условий своей деятельности стали задачами, требующими более протяженной работы сознания. Стимулом развития коры мозга и наращивания возможностей соединений в ней стала борьба за существование при относительно длительных периодах мирной жизни. Это сочеталось с тем, что появлялось свободное время у целых социальных групп для более углубленного развития возможностей своего сознания и решения более сложных задач социальной политики и реализации власти. Изначальная способность человека к саморазвитию, самокоррекции стала востребована не единицами, а уже социальными группами, сообществами.
Этот уровень на основе сложных проекций со стороны ИРБ обрел наибольшую базу в сфере рефлекторных навыков и рефлекторного мышления человека, порядка следования заведенным правилам. Закрепление навыков ведения жизни на основе заведенного порядка было длительным процессом, а опыт поколений мог накапливаться благодаря письменности и развитию определенных связей взаимодействия этносов и обмена знаниями при освоении жизненного пространства. Этот уровень заслуживает внимательного изучения и понимания человеком, реализующим задачи преобразований образа мыслей. Здесь целесообразно рассмотреть идею взаимного проникновения знаний и подходов для ведения жизни между программами ИРБ, памятью и сознанием человека. При низкой скорости изменения реальности рефлекторные навыки и накопленные знания усваивались человеком за счет памяти, а потребностей в регулярном обновлении этой информации реальные социально-экономические отношения не формировали.
Лишь сам человек мог простимулировать интерес к познанию и саморазвитию. Среда жизни уже была не столь агрессивной и опасной. И здесь опять играет большую роль временной фактор. Цивилизация копила знания и опыт, но их смена происходила за длительный период. Это повлияло на развитие программ восприятия и обучения, в которых все активнее включалось сознание и дополняло процесс новизной восприятия и решения отдельных задач в быту, ремесле, производстве орудий труда. Рефлекторный характер восприятия и мышления заключался в необходимости усвоения наиболее оптимальных по объему знаний и действий для использования созданных орудий труда и оружия. Требований по активному периодическому обновлению всего арсенала накопленных знаний и возможностей, созданных орудий труда и оружия, не было. Это воплотилось в формировании человеком стремления усвоить готовые знания и навыки на начальном этапе жизни и использовать их до глубокой старости.
III уровень.
Третий уровень развития сознания уже основан на способности человека осознавать себя во взаимосвязи с окружающим миром. Для понимания человеку доступны системные взаимосвязи в сложных процессах, имеющих большую протяженность и множество факторов воздействия. Развитие науки, достижения в технологиях обработки и хранения информации создали условия для разгрузки сознания от задач накопления и хранения информации, от инструктивного характера знаний, пригодных для всех этапов жизни. Психоэмоциональная сфера жизни и восприятия реальности не играет главенствующей роли, как это было на начальном этапе становления сознания и его примитивного развития, если человек сам этого не захочет. Человек на этом уровне развития сознания способен осознавать не только себя и свои интересы, но и социальные отношения, включая процессы взаиморазвития, объединения знаний и достижений во многих сферах человеческой деятельности. Противоположные понятия, объединенные системой взаимоотношений и зависимостей представляются в сознании человеком как некое единство, он способен рассматривать это единство исходя из собственных задач деятельности, познания и развития.
На III уровне развития сознания человек осознает себя как социальную единицу, а его представления о реальности могут изменяться им самим в ходе познавательного поиска и изучения новых закономерностей. Человек способен уже понимать единство всего сущего, выходить за границы круга своих жизненных интересов и проблем, когда сознание может формировать целостную картину реальности, общих процессов во Вселенной, изучать на доступном уровне технологий их закономерности. Это уровень современного человека, который обрел способности не только абстрагироваться от реальности и разбирать составляющие своего внутреннего мира, но и формировать новые системы взглядов на мироздание с опорой на достижения науки и новизну идей, доступных для изучения почти каждому участнику информационного процесса обмена знаниями и новой информацией. Это связано с развитием информационных технологий, которые в своей основе компьютерной обработки данных уже имеют проекцию процессов мышления с моделями логических генераций, поисков, выводов, вероятностных оценок.
Примечание. Безусловно, для отдельных представителей человеческого рода все названные и дальнейшие уровни сознания были доступны с древних времен, культивировались школы и системы особых знаний и техник высшего развития и познания себя, законов мироздания, собственной жизни. Здесь речь идет об общем уровне человека, среднестатистического представителя цивилизации, обладающего всем необходимым для осознанного ведения собственной жизни. Важно понять, что человеку доступны все уровни. Потенциальная возможность их раскрытия и полезной реализации дана всем (речь не идет о случаях органического поражения мозга и тяжелых психических расстройствах). Все зависит от выбора человека, осознания им себя и своей жизни, осознания возможности ее преобразования.
На каждом этапе исторического развития общества социальные отношения, взаимосвязи и условия деятельности человека стимулировали процессы развития его возможностей сознания. Социальная природа его развития на каждом этапе истории цивилизации проявлялась в процессах развития сознания, задавая вектор познавательного поиска и изучения реальности. Поэтому рассмотрение вопросов сферы разума человека, основ и закономерностей развития индивидуальных способностей сознания должно опираться на понимание особой значимости социальных отношений и взаимосвязей для развития, процессов познания. Сфера отношений и уровень взаимопонимания, общность в видении значимого и главного для большинства представителей человечества выходят на первый план и определяются возможностями разума, идущего по пути исключения избыточно-силовых принципов жизнеустройства. Среда общения, деятельности и интересов формирует те стимулы и мотивы познавательного процесса, которые лежат в основе реализации индивидуальных способностей, или блокируют их, уводя человека к иным ориентирам. Системная организация и системные взаимосвязи окружающей реальности, собственного организма и структур человеческого мозга могут быть изучены человеком на основе его работы по осознанному ведению жизни, познанию себя и сфер своих интересов, деятельности и самой жизни.
На наш взгляд, примерное разбиение на уровни, приведенное выше, позволяет легче ориентироваться в проявлениях программ и реакций ИРБ, структуре собственного мышления и механизмах биохимического воздействия на организм, психику и возможности сознания в зависимости от испытываемых психоэмоциональных состояний и реакций. Для каждого уровня организации и работы сознания есть условия как биохимического плана, так и физиологического в целом. Направленность хода мыслей, их организация и активность эмоциональной сферы могут давать такие проявления, что современный человек может проявлять как примитивные программы I уровня, так и формировать смысловые процессы более высокого уровня, чем III (условно, конечно).
Здесь целесообразно рассмотреть следующую идею. Организм и психика человека формируют систему состояний в зависимости от информации, поступающей извне и от самого организма. Когда восприятие носит смысловой, осознанный характер, то биохимический баланс, система напряжений по организму, сохраняют приемлемые рамки в своих изменениях. Рамки чего? Рамки условий для работы сознания человека на доступно более высоком уровне в условиях изменения реальности и повседневных делах, в условиях все более возрастающего значения задач осознанного формирования внутреннего баланса. Это задачи самокоррекции и саморазвития, которые должны быть не отдельно от реальной жизни, а основой повседневной жизни, составляющей частью задачи системной полезной реализации человеком своих индивидуальных способностей разума.