(«Разум и развитие». Текст №1)
При рассмотрении задач ведения жизни мы опираемся на представление человека как открытой информационно-биологической системы. Для такой системы справедливо понимание под ее развитием процесса движения к более совершенным способностям, качествам и свойствам при усложнении решаемых задач и понимании все более сложных процессов в мироздании.
При анализе процессов развития сознания человека целесообразно учитывать, что процессы развития свойственны и личностному уму эго, и разуму человека. Поэтому целесообразно выделить общий механизм процессов развития и обозначить различия между личностным умом эго и разумом. Общее представление об этом было изложено в тексте Дневника Личностный ум и разум.
Устойчивость развития такой системы открытого типа зависит от взаимодействия и многообразия различных факторов и составляющих. По мере изменения внешних условий многообразие составляющих самой системы позволяет ей лучше адаптироваться, меняя свои внутренние состояния.
Развитие, как процесс, запускается именно в многообразии механизмов восприятия и мышления и в поиске объединяющих решений, приемлемых для системы. Разделение мозга на правое и левое полушария решает задачу построения объединенной системы мышления для более адекватного восприятия реальности и принятия решений. Важно выделить основную идею: необходимо взаимодействие обоих полушарий и развитие их в процессе самоосознания и ведения жизни от РУС (см. Термины).
С точки зрения процессов саморазвития человека не продуктивным является условное разделение на левополушарных («физики») и правополушарных («лирики»). Только в динамическом взаимодействии обоих полушарий при восприятии информации, логической обработке и генерации творческих идей закладывается процесс их взаиморазвития. Это позволяет сознанию человека постепенно переходить на более высокие уровни организации и развития. Растет осознанность человека во всех аспектах и сферах его жизни.
Блокировка этого процесса развития формируется при выраженных у человека проявлениях и доминировании того или иного полушария. Если при восприятии информации извне формируется раздражение, неприятие из-за несоответствия этой информации требованиям личности человека, то формируется процесс блокировки смыслового восприятия информации и ее понимания. После блокировки смыслового восприятия прекращаются и процессы развития сознания, поскольку процесс познавательного поиска и реакции неприятия и отрицания исключают друг друга.
На практике целесообразно выявлять у себя доминирование того или иного полушария, развивать другое полушарие, осознавая цель и суть процесса развития собственного разума, как важнейшего инструмента для продления жизни. Целесообразно учитывать в ходе самокоррекции следующее. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, способности к точным наукам, управление речью и контроль за ней, контроль за движениями правой половины тела и за ряд других функций.
При этом, если у человека доминирует левое полушарие, он склонен понимать только буквальный смысл слов и может генерировать реакции раздражения, непринятия, при наличии в поступающей информации неопределенностей, метафор, аллегорий и прочих инструментов языка, которые могут истолковываться по-разному, и не дают полной конкретики и смысловой четкости.
При подобных «возмущениях» человек невольно начинает блокировать процессы смыслового восприятия и работу интуитивного ума. При доминировании левого полушария человек склонен заниматься обработкой информации только последовательно, включая этапы и текущие оценки информации без переключения внимания на другие объекты.
В повседневной работе совместно с другими людьми это может порождать конфликтный отклик такого человека при обращении к нему его коллег. Доминирование левого полушария весьма часто стимулирует у личности человека формирование стремления к надежному, проверенному и известному. При этом поддерживается желание избегать нового, а в личностном плане характера стимулируется замкнутость, скованность и буквальность в восприятии слов и действий окружающих людей.
Если у человека доминирует правое полушарие, то у него активно проявляются следующие возможности: интуиция, способность к обработке невербальной информации, выраженной в символах и образах. Доминирование правого полушария стимулирует развитие музыкальных способностей и способностей к изобразительному искусству. Правополушарные легко воспринимают метафоры, иносказания и другие инструменты литературного изложения без конфликтного поиска конкретики и строгой логики в попытках найти однозначность.
Важно отметить, что доминирование правого полушария часто стимулирует склонность человека к мистическому восприятию и мышлению, вере в чудеса при слабых знаниях естественнонаучной картины мира. Когда доминирует правое полушарие, человек склонен принимать неопределенности, понимать результаты работы чужого воображения, а также формировать сомнения в точности тех или иных собственных заключений. Подобные сомнения связаны с отсутствием строгой логики в построении обоснования своих суждений и выводов. Зачастую это является источником конфликтности, что приводит к активизации лимбической системы и росту эмоционально-чувственных переживаний.
В текстах отмечалось, что важнейшей задачей самоэволюции человека является повышение осознанности во всех сферах его жизни. Работа над повышением осознанности начинается с развития и понимания самоощущений, развития самоосознания и понимания причин своих внутренних состояний. ВК (см. Термины) должен решать следующую задачу: отмечать зарождение личностного отклика и начало «запуска» животных генераций страхов, неприятия и отрицания.
Анализ проявлений доминирования левого или правого полушарий в процессах восприятия окружающих людей и информации от них позволяет глубже проводить переосознание своих реакций и откликов личности при доминировании того или другого полушария. Черты характера и комплексы личности корректируются путем переосознания и замещаются конструктивными программами восприятия и отклика от разумной управляющей системы. Целесообразно с момента пробуждения подключать ВК в процессы управления восприятием себя и окружающего мира. |