В разделе II мы определили, что разум как управляющая система человека обеспечивает устойчивое управление без его передачи животной системе (инстинктивно-рефлекторной базе, далее - ИРБ) на основе реализации человеком следующих задач:
1. Человек осознанно формирует равновесное внутреннее состояние и обеспечивает его поддержание в ходе деятельности, при восприятии информации извне, в ходе отношений с окружающими. Это не связано с подавлением напряжений, а определяется комплексом работ по снятию избытков, организации отношений.
2. Человек организует процесс жизни в трех ее главных сферах.
3. Человек выстраивает систему отношений на принципах системной пользы и взаиморазвития. Основой здесь служит взаимопонимание и отношения взаимозависимости. Общее видение лучшего согласовано и принимается участниками процессов совместных действий в ограниченном круге конкретных задач.
4. Человек удовлетворяет потребности разума в познании, оптимизации существующего и творчестве (реализации с пользой для себя и окружающих индивидуальных способностей сознания). На основе системного взгляда на жизнь человек формирует конструктивное мировоззрение для обретения созидательного образа мыслей.
5. На основе все более непрерывно-логической работы сознания человек осознанно корректирует внутренние психофизические состояния.
6. Человек осознанно поддерживает интерес к жизни через системную полезную реализацию и систематическое формирование новых идей по ведению жизни во все более экономичном и конструктивном русле единой задачи – продления жизни с целью созидательной реализации своих индивидуальных способностей сознания.
7. Человек обеспечивает в своем сознании обновление понятий, знаний и представлений с целью перспективного планирования своего жизненного процесса. Это позволяет расширять горизонты видения перспективы и понимать многообразие процессов жизни и отношений. Восприятие жизни как процесса познания, а не выживания, позволяет человеку все глубже изучать и понимать определяющие и значимые процессы в окружающем мире и их закономерности на основе идей о единстве мира и общности человечества. В результате человек развивает способности сознания для понимания причинно-следственных связей, принимая идею о том, что случайность есть лишь непознанная пока закономерность. Понимание в круге определяюще-важных задач для жизни основных ее закономерностей раскрывает человеку возможности ведения жизни на основе не силовых принципов, а от разума.
Все эти позиции требуют от человека, реализующего преобразования жизни, осмысления и глубокого понимания с учетом своих особенностей, обстоятельств в основных сферах жизни. На практике реализуется каждым человеком что-то индивидуальное и позитивное, имеющее свои особенности и собственное восприятие и понимание. Таким образом, перечисленные пункты могут представлять собой общие направления работы по ведению жизни и наполняться особой, индивидуальной конкретикой, которая может быть полезной для окружающих. Это общие принципы, которые можно дополнять, развивать и наполнять конкретным содержанием, новым смыслом, не отступая от принципа разумной достаточности и однонаправленного процесса собственной жизни с целью ее продления.
Разум не следует, на наш взгляд, замыкать на отдельную человеческую индивидуальность или делать его достоянием лишь человеческого вида. Все-таки это ступень развития, как отдельного человека, так и социума, планеты и т.д.
Можно сказать, что разум нам дан как развивающийся инструмент для выживания вида, адаптации, индивидуального и социального развития, для преобразований собственной жизни и окружающей реальности. Это инструмент обретения, осознания и понимания эволюционного опыта на пути к более крупным сдвигам в жизни человеческой цивилизации на основе развития и постепенной реализации жизнеутверждающих представлений о человеке и человеческом сообществе в целом.
Тенденции развития цивилизации, несмотря на глубокий системный кризис, направлены на продолжение мировой истории и посткризисное развитие форм сознания, способных обеспечить духовное развитие и объединение человечества. Все более нарастающее требование информационного развития и обмена новыми знаниями и идеями позволяет сознанию индивида обретать возможность более интенсивного развития от индивидуальности до уровня сообщества, сокращая сроки, необходимые для обучения и закрепления новых знаний.
Тенденция всеобщей интеграции становится образующим процессом, который начинает формировать облик будущего наряду с естественными проявлениями главных «мировых держателей активов», стремящихся оседлать процессы интеграции в узкокорыстных корпоративных интересах. Все это целесообразно понимать, воспринимая сложность общих процессов, имеющих большую протяженность с точки зрения поколения и даже нескольких поколений. Здесь целесообразно понимать, что исторический процесс проводит определенную «селекцию» представлений и учений. Для человеческой истории остаются, в результате, конструктивные антропологические концепции, порожденные человеческим сознанием. Это означает, что ключевые тенденции развития сознания человека и сообщества, опираясь на протяженные процессы, все равно реализуют идеи развития и продолжения истории для текущей цивилизации в целом.
Принимая конструктивность идеи продления жизни человеческой цивилизации на основе развития сознания индивидуумов и формирования отношений между ними на принципах разумной управляющей системы, человек способен адекватно и разумно воспринимать процессы, происходящие в обществе и на планете. Текущий период характеризуется сочетанием воздействий системных факторов, таких как геофизическая активность и активность Солнца, привносящих существенные влияния на психофизическую систему человека и его способности к информационной деятельности. Чем активнее и полнее будет работать сознание человека, тем выше вероятность того, что он сможет быть полезным себе и окружающим людям в условиях изменений окружающей среды и проявлений различных катастроф и стихийных бедствий.
Рассмотрение вопросов реализации возможностей управляющей разумной системы человека невозможно без анализа механизмов реализации программ и реакций ИРБ, поскольку она является основой жизнедеятельности живого организма и обеспечивала задачи самосохранения в течение биологической эволюции вида. Поэтому мы будем увязывать вопросы реализации задач организации мышления и развития сознания с проблемами от ИРБ, отражая системные взаимосвязи между состояниями организма и отдельных его систем и образом мыслей, их организацией и направленностью.
Хотелось бы отметить, что смысловая деятельность сознания человека основана на интересе разума в поисках применения новых идей в процессах деятельности человека и в перспективе, уходящей существенно дальше периодов сезонных изменений биоритмики организма и программ его обмена веществ. И здесь особую роль, на наш взгляд, играет процесс познания, который не только отражает динамику изменений условий жизни и деятельности, но и фактически олицетворяет сам процесс жизни. Познание является частью процессов самосохранения и воспроизведения живых систем. Оно определяет возможности живого не только к адаптации, но и к преобразованиям самой живой системы и процессов, связанных с ее внутренним содержанием. В связи с этим целесообразно выделить и рассмотреть значение смысловой работы сознания, которая возможна при смысловом восприятии, а не рефлекторном. Понимая смысл исполняемого действия или запланированного действия, человек способен оценить его значение для процесса ведения жизни от сознания.
Понимая значение результатов выполняемого действия и взаимосвязь этих результатов с последующими целесообразными действиями, человек обретает возможность оценивать значимость выполняемой деятельности, очередность задач и смысл результатов, что позволяет человеку все более обоснованно и самостоятельно относиться к процессам текущих энергозатрат на текущие действия без привязок к «автоматизмам», стереотипам, основанным на рутинном исполнении положенного и привычного. Это относится к любой сфере деятельности, поскольку понимание значения производимого или намечаемого действия вносит осознанность в повседневный жизненный процесс.
Человек обретает возможность также осознанно корректировать текущие задачи и действия, опираясь на смыслы, что позволяет на практике реализовывать задачи переосмысления привычного и стереотипного, заложенного в программы повседневных действий и воспринимаемых как рутина. Осмысленность повседневности и обретение интереса к повседневной жизни возникают на основе смыслового понимания процессов действий, их значимости, энергоемкости и протяженности. Это важно, на наш взгляд, выделять как отдельные задачи - осмысление процессов повседневности, поскольку из этого вырастает не только осмысленность жизненного процесса, но и способность провести анализ всего, что составляет основу привычного порядка действий и стереотипов при принятии решений в повседневной «рутине».
Итак, важен смысл производимого или намечаемого действия. Следующий этап в работе по переосмыслению повседневности и ее энергоемкости, заключается в изучении взаимосвязей между выполняемыми действиями и задачами, их результатами и последующими делами. Взаимосвязи начинают восприниматься, когда человек переносит весь набор текущих действий и повседневных задач на некий план, некую поверхность (лист бумаги), где может расчертить наиболее удобную последовательность задач и необходимых действий, а также обозначить картину в целом, наблюдая ее со стороны, добавляя удобные или срочные моменты, отражающие значимость производимого.
На практике, формирование такой картины в виде подобия блок-схемы, предварительное осмысление причин предстоящих действий и обоснование срочности приводит к пониманию необходимости многое пересмотреть и задуматься над затратами сил и времени в повседневных делах. Возникает задача организации, более внимательного изучения «текучки», оптимизации этого процесса и осознания необходимости более согласованных действий в мелочах этой «текучки». Это означает, что на уровне повседневных и не самых значимых для человека задач возникает необходимость включения сознания для рассмотрения процесса в общем и целом, понимания смысла каждого действия и взаимосвязей с другими действиями, а также их обоснование.
Практика задействования сознания в повседневности с тщательной подготовкой предстоящего действия, контакта с людьми, подбора и изучения информации позволяет увеличить период непрерывно-логической работы сознания и внести более высокую осознанность в повседневность жизненного процесса.
Со временем, навык быстрого рассмотрения в целом общего пучка мелких работ и действий, оценка их значения, взаимосвязанности и срочности будет обеспечивать все более непрерывно-логическую работу сознания, позволяющую точнее понимать значение и целесообразность предстоящих действий. Их обоснование на основе понимания их смысла, значения и взаимосвязи с последующими (возможно более нужными и важными задачами) позволяет человеку внести смысловую информационную часть в процесс исполнения действия. Каждое действие становится все более обоснованным, а часть привычной рутины человек просто прекращает выполнять без сомнений и страхов совершить ошибку, организовывая процесс действий более экономично с точки зрения энергозатрат. Понимание такого подхода к осмыслению повседневности позволяет человеку все более глубоко понимать жизненную необходимость формирования системного взгляда на повседневную жизнь, рутину и собственные «автоматизмы». Это позволит, со временем, возобновлять осознанный интерес к предстоящим делам и процессам деятельности, которые приходилось делать в силовом состоянии собранности, при неприятии самого процесса и его инициатора.
Смысловая работа сознания, все более непрерывные процессы логических построений по обоснованию и оптимизации предстоящих действий и контактов в системе отношений делают востребованными на практике методы оптимизации, которые всегда остаются в человеческом сознании на уровне общих знаний. Отрыв таких общих знаний от реального, осмысленного восприятия в практической деятельности воплощается в том, что человек под управлением установок ИРБ копит информацию, полезные идеи, а на практике все делает без интереса и рутинно, подавляя в себе неприятие того, что не вызывает интереса его личности. В итоге, полезные идеи по ведению жизни, реализации системных преобразований часто остаются на уровне сферы полезных знаний, а человек не знает и не умеет их применить в практической жизни, «прочувствовав» их на себе. Понимание только круга необходимого и достаточного, систематическое уточнение этого круга, «вырастает» из осмысленности повседневной «рутины», и позволяет существенно сократить затраты энергоносителей, связанных с подавлением собственного неприятия при выполнении нужных действий. Итак, улучшение понимания необходимого идет через осознанность повседневности и обоснованность предстоящих действий.
Осознанность процесса повседневных действий и интерес к оптимизации этого процесса могут быть основаны на понимании человеком физической сути процесса энергозатрат и возобновления необходимого ресурса для продолжения жизнедеятельности. Это означает, что на этапе изучения собственной сферы сознания и его работы в каждой главной сфере жизни человек сталкивается с необходимостью осмысления своих внутренних состояний, начиная с состояния голода, усталости, заканчивая кругом потребляемых продуктов в пищу и пониманием необходимого и достаточного ресурса для возобновления его организмом.
Минимальные знания (чуть ниже даже объема средней школы) по биологии позволят осмысленно подойти к индивидуальному обоснованию необходимого рациона и понять, какие энергопотери и в связи с какими внутренними состояниями необходимо корректировать. Понимая смысл своего внутреннего состояния, причины и варианты последующих состояний в зависимости от деятельности и собственной избыточности приходит по мере осознанного снятия избыточных напряжений и не возобновления их вновь благодаря коррекции своих реакций и процессу переосмысления.
Итак, смысл внутреннего состояния, объяснение этого состояния и его причин самим человеком приводят к пониманию им взаимосвязей между внутренними состояниями и ощущениями и осмыслением необходимого для восстановления энергобаланса организма. Психические реакции и наблюдаемые человеком ощущения являются полем той смысловой работы сознания, которая ведет к самоанализу через самоощущения и понимание движения, направленности собственного хода мыслей в зависимости от внутренних состояний.
Образование самим человеком на основе изучения внутренних состояний блока информации, а не процессов переживаний негативных эмоций и их описания, позволяет на этом уровне задействовать смысловые способности сознания, упрочив информационную работу, а не волну избыточных переживаний из-за ощущения усталости и связанного с ним «плохого» настроения.
И здесь нужно напомнить себе об идее достаточности нагрузок и энергозатрат, корректируя осознанно устремления ИРБ к максимальному объему выполнимого, максимальному результату, а также обязательному исполнению положенного через «не хочу», потому что «надо». Мелочность переживаний по поводу нелюбимых личностью дел и вынужденных отвлечений на них личности становится понятной при понимании смысла внутренних состояний, ощущений и их причин. Тогда процесс простой жизнедеятельности организма обретает смысл для человека, позволяя ему использовать огромные ресурсы организма и психики для самовосстановления и развития определенных способностей сознания. Здесь мы затрагиваем проблему распыленности внимания сознания на многие варианты ведения жизненной ситуации и варианты принимаемых решений. Осмысленность человеком того, что он называет лучшим для себя, начинается, на наш взгляд, с понимания этим человеком своих естественных жизненных потребностей и природы своих внутренних состояний.
Примечание. Последующие тексты дневника, относящиеся к разделу III, будут иметь в заголовке пометку ВЖ.р.III. |