Внутренний мир человека – внутренняя сфера внимания его сознания и работы на пути к осознанию индивидуальности
Сфера внутреннего внимания сознания человека включает:
- Ощущения по организму (включая болевые, дискомфортные или комфортные), восприятие этих ощущений в целом, понимание общего внутреннего состояния.
- Эмоции, их ход, направленность. Здесь активнее проявляется сознание, когда человек работает над своей осознанностью и изучает характер эмоций и их причины. Эмоциональное отражение реальности – часть внутренней сферы внимания сознания.
- Мысли, их направленность. С мыслями связаны ассоциации и память. При воспроизведении в памяти события и связанного с ним переживания начинает «срабатывать» еще и физическая память тела. В мыслях человек способен спровоцировать восстановление из памяти психических реакций-переживаний вплоть до серьезных стрессов, испытанных ранее.
- Эмоционально-смысловые образы, формируемые личностью, как отклик на информацию извне, воспоминание, фантазии и мечты. Здесь процесс управления вниманием сознания перехватывается личностью, а часть работы может выполнять и ВК в виде попыток прогноза. В результате отвлечений происходит перехват инициативы личностью человека, и прогнозирование соскальзывает на свободный процесс формирования иллюзий и мечтаний личности.
Отметим, что протяженность процессов смыслового восприятия выше, так как смысловое восприятие включает генерации собственных промежуточных логических выводов.
Изложенное выше есть, по сути, отражение внутреннего мира человека в ходе осмысления и осознания того, чем он живет, и что формировалось, проявлялось с детства в характере, мировоззрении, мыслях, способностях, сфере интересов. Без изучения и понимания человеком своего внутреннего мира, как внутренней сферы осознанного внимания, невозможно понимание себя и причин проблем по организму, проблем самореализации и по судьбе. Нужно помнить, что вся сфера внутреннего мира закладывается в детстве, и необходимо изучать и понимать всю суть рефлекторно-личностных комплексов человека, доминирующих черт, мировоззрения личности. Без изучения и понимания человеком собственной личности со всеми ее комплексами, интересами, мотивациями и т.п. невозможно на практике проведение системных преобразований жизни и полезной реализации индивидуальности.
Итак, детство. Этот период характеризуется тем, что организм слишком мал и слаб, слабость психики и сознания очевидны при доминировании программ ИРБ, включая подражание взрослым и сравнение себя со взрослыми. Зависимость от взрослой среды ИРБ трактует как слабость. На этом этапе происходит закрепление первых страхов порицания, осуждения и наказания, страхов собственной несостоятельности и т.д.
В этом возрасте внутренняя сфера внимания сознания опирается на эмоции, страхи, непосредственные радость и интерес от общения с окружающим миром. Крен в ту или иную сторону определяется доминирующими факторами среды общения и взрослого окружения. Это необходимо изучать в первую очередь, вступая на путь системных преобразований и выявлять причинно-следственные связи, породившие личностные комплексы, принесенные во взрослую жизнь.
В период детства и отрочества сознание, направленность мыслей и интересы зависят от эмоций личности ребенка, частоты проявления программ подражания взрослым и проявления индивидуальных способностей и интересов, не осознаваемых в этот период. Анализ показывает, что во многих ситуациях формирования мотиваций ребенка происходит влияние требований взрослых, условий жизни, семьи. Мотивации ребенка связаны с интересами его личности, но далеко не всегда из них выделяются конструктивные мотивации познавательного интереса и инициативы. Чаще взрослое окружение стремится ограничить инициативность ребенка в интересах его безопасности и по ряду других причин, связанных со стереотипами взрослых и их представлениями о воспитании.
Подрастающий человек стремится к независимости от тягостных обстоятельств жизни и взрослого окружения, если система отношений со взрослыми так же тягостна и порождает стрессовые переживания. На этой основе формируются рефлекторно-личностные комплексы, которые сочетаются, усиливаются некоторыми предрасположенностями организма и психики, связанными с наследственностью. Добавим, что сознание ребенка развивается с учетом этих «исходных данных» с точки зрения проявленных способностей ребенка и взглядов, интересов взрослых, имеющих свои требования к ребенку. В период детства и отрочества закладываются основные рефлекторно-личностные комплексы, порождающие все остальные последствия по организму, психике и мировоззрению человека.
Таким образом, представления о жизни, ее целях и ее сути формирует личность человека, неосознанно отражая страхи и стрессы детства, увлечения, высокую строгость или вседозволенность, несправедливость, проявленные способности личности и сферу ее интересов. Вступая на путь системных преобразований жизни для ее ведения от разума, необходимо изучать свое детство, отрочество для понимания сформированных страхов, комплексов, мотиваций. Тогда легче подойти к постепенному освобождению от рефлекторно-личностных комплексов и связанных с ними рефлекторных напряжений. Проявлений индивидуальности не следует ждать. Она уже частично проявилась в делах, способностях, сфере интересов. Нужно только их внимательно изучить и понять. Следующим этапом ведения жизни должна быть системно организованная коррекция рефлекторных установок личности на основе переосмысления ее мировоззрения и понимания причин, породивших личностные комплексы. Здесь целесообразно рассмотреть следующие идеи.
- Необходимо выделять усвоенное с детства стремление концентрировать внимание сознания на негативном во всех сферах своей жизни. Здесь нужно осознать стремление к поиску негатива и выявить причины такого стремления. Помимо страхов могут быть не осознанные шаблоны восприятия, которые в детстве могли быть закреплены программой подражания взрослым. Нужно помнить, что возможности сознания, ресурсы организма и психики направляются туда, на чем часто и долго концентрируется внимание сознания человека. Если это поиск негатива, «мелочевка» впечатлений личности, то это проблема, требующая обязательного переосмысления и коррекции. Необходимо идти к целостной картине бытия, где есть проявление реальности, имеющее свои причинно-следственные связи. Их познание – задача сознания при ведении жизни от РУС.
- Независимо от представлений личности о собственной информированности необходимо внимательно изучить основы строения и функционирования организма, психики на уровне учебно-справочной литературы, школы. Особое внимание необходимо уделять психосоматике, а изучение ее основ связывать с осознанием и пониманием ощущений по организму, внутренних состояний организма, психики и их причин. Необходимость понимания себя, своего организма и причин личностных черт, комплексов, позиций мировоззрения должна быть понята глубоко и использоваться как основа всех остальных задач ведения жизни.
- Целесообразно понять и продумать идею, что Индивидуальность человека предварительно выбирала не только его родителей для получения нужных генетических особенностей организма, но и множество процессов и событий по жизни, которые личностью (эго) воспринимаются как испытания, наказания и тяготы. К ним следует относить и тяжкие болезни, особенно системного характера. Идея в том, что это выбирается для учебы и совершенствования Индивидуальности, воплощенной в этой жизни. Формирование философии жизни как учебы позволяет человеку выстраивать жизнь и ее познание как человеку-творцу.
- Реализация Индивидуальности не должна человеком представляться как действие на пределе возможного, поскольку при максимальной мобилизации животная управляющая система идет по пути разрушения организма и психики, блокируя процессы развития разума. Поэтому задача разума – в организации таких процессов деятельной активности и творчества, которые не выматывают организм и психику и не заставляют человека работать «на износ». К принципу «разумной достаточности» необходимо добавлять принцип «непрерывной реализации». Его смысл ранее рассматривался в текстах. Напомним, что он определяет постоянное возобновление интереса сознания к жизни и предстоящей деятельности, непрерывно-логическую работу сознания, систематическое воспроизведение целостной картины задач в трех сферах жизни и непрерывные процессы деятельности в смысле отсутствия авралов, в смысле разумного чередования видов деятельности без длительного безмыслия в состоянии пресыщения и покоя. Непрерывность работы мысли и непрерывность работы тела в разумных нагрузках, разумном режиме и ритме и дают устойчивость управления от ВК процессами логически-смыслового восприятия и ведения жизни.
|