Выбор сознания и духовное развитие.
(текст № 4 общ. тема «Сфера разума. Осознанность.»)
Основа духовного развития и духовности человека, в целом, состоит в осознанном исключении у себя животных генераций, ведущих к избыточным силовым состояниям. Для этого восприятие человека должно быть логически-смысловым.
Задача формирования такого восприятия и лежит в основе работы над осознанностью, пониманием существа процессов и явлений, протекающих в окружающем мире и во внутреннем мире человека, человека, осознающего себя в текущий момент времени и направленность своих мыслей, эмоций и устремленностей.
В сознании человека всегда есть возможность для выбора. Это выбор главной цели, темы, направленности хода мыслей, самих мыслей (конструктив/деструктив), объектов концентрации внимания и выбор управления своим вниманием. Это проблема осознанности на более высоком уровне, когда человек систематически мотивирует себя интересом к жизни и самопознанию. Духовное развитие человека в большой степени, на наш взгляд, реализовывается на базе индивидуальности, ее развития на основе индивидуальных способностей сознания.
Способности сознания постепенно развиваются на основе принципа непрерывной реализации, когда ВК (ВК –высокоорганизованные уровни сознания) систематически формирует новизну идей с последующей организованной практикой их полезной реализации. Непрерывность реализации управления от ВК и обеспечивает непрерывно-логическую работу сознания по возрастающей шкале сложности решаемых задач.
В плане управления саморегуляцией и повышения ее осознанности в целом, ВК осуществляет через самоощущения контроль над внутренними состояниями организма и психики. Для этого необходимо часть внимания сознания закреплять на внутренней сфере внимания, то есть сфере ощущений и внутренних состояний. Такая практика позволяет быстро научиться человеку понимать свои внутренние состояния и направленность их изменений. Со временем, такой навык становится незаменимым для более сложных процессов самоосознания.
Духовное сознание рассматривает информацию извне на основе логически – смыслового восприятия и направляет фрагменты информации в нужное место целостной картины бытия. При таком восприятии реальности духовное сознание принимает Разум как неотъемлемое качество бытия. Целостная картина формируется и корректируется систематически в ходе работы ВК по обновлению понятий, знаний, представлений, лежащих в основе мировоззрения. Такая работа ВК опирается и на индивидуальные способности сознания, которые часто позволяют сделать процессы переосмысления более экономичными и практичными с точки зрения перспективного планирования и ведения жизни.
Духовное сознание выстраивает целостную картину бытия на основе познания и собственной инициативы. Человек задает духовные ориентиры и ценности только осознанно, иначе понимания их физической сути не будет. Знания не могут служить единственной базой для духовного развития человека. Необходимо понимание самим человеком своих намерений, мотиваций, их природы и причин. Ведение жизни от РУС (разумной управляющей системы) предполагает осознанное чередование человеком состояний своего организма и сознания. Такое чередование должно происходить только под управлением от ВК. Это означает, что человек должен изучать и понимать механизмы своих откликов и механизмы управления животной системой процессами ведения жизни. И здесь целесообразно рассмотреть идею использования правил эффективного управления от ВК процессами восприятия реальности и ведения жизни на основе системного взгляда на ее суть.
Итак, эффективное управление от ВК означает:
- Идентификацию человеком своих внутренних состояний, понимание причин этих состояний и механизмов коррекции, реализацию практической саморегуляции.
- Замещение причин животных генераций конструктивными умозаключениями. Они должны отражать, в целом, созидательный вектор восприятия и мышления. Именно по нему и осуществляется ведение жизни от РУС. При сбоях и отклонениях от этого русла ведения жизни ВК осуществляет возврат к данному вектору на основе воспроизведения и обновления целостной картины в трех основных сферах жизни человека. Этот вектор отражает главную задачу – развитие разума и на его основе продление жизни человека, полезное применение индивидуальных способностей сознания.
- Осмысление и понимание стоящих перед человеком задач развития разума с обязательной их привязкой к полезной практической реализации. Главная цель здесь – быть системно полезным для окружающих, понимая их мотивации, цели и интересы.
- Понимание человеком того, что своими мыслями, их качеством и направленностью человек задает внутренние состояния организма и своего психофизиологического баланса. Это означает, что в сфере внимания сознания не должно быть мелочей из хаотичной выборки реальности, которая формируется личностью человека, его рефлекторно-личностным комплексом искажения реальности и превращения ее во фрагменты по «принципу таламуса»: «приятно/неприятно», это значит – «хорошо/плохо». Аналогично этому – «правильно/неправильно» и т.п.
Возвращаясь к задаче самоэволюции, можно сказать, что самоэволюция должна строиться на понимании человеком необходимых условий для развития его разума. К ним можно отнести следующие:
- Разум не может опираться на силовые состояния, сформированные в результате животных генераций.
- Разум не может развиваться на основе животных генераций.
- Животная управляющая система не может быть мотивирована задачами самоосознания и развития разума. Она имеет лишь комплекс инстинктивно-рефлекторных программ. Главенствуют в них всегда задачи самосохранения, выживания, воспроизведения вида. Энергосбережение для выживания подчиняет все управляющие воздействия и установки животной системы. Поэтому так велико стремление животной системы к безопасному и сытому покою.
- Непрерывность реализации процесса осознанной жизнедеятельности и развития должна обеспечиваться за счет устойчивого управления от ВК.
- Рефлекторно-личностная система внедрена в процессы восприятия человеком реальности и себя, что обеспечивает периодическую блокировку управления от ВК и перехват управления животной системой. Поэтому так важна задача управления от ВК вниманием сознания, логически-смысловым восприятием и формированием в сознании целостной картины жизни и процессов во внешнем мире.
- Разум всегда отличается от примитивного мышления тем, что, решая круг задач обеспечения жизнедеятельности (выживания), он стремится развиваться, удовлетворять свои потребности в новой информации, новом понимании и знаниях. Поэтому необходимо систематически возобновлять в своем сознании смысловую мотивацию развития на основе интереса сознания к жизни. Тогда формирование смысловой мотивации к конкретной деятельности будет существенно облегчено и не провоцировать формирование силовых состояний устремленности, неприятия и отрицания.
|