Постепенное переосмысление своих представлений о
жизни приводит к пониманию значения осмысления всего того, что дает нам
реальность и собственная жизнь. При возникновении проблемы, отношение к жизни
как к процессу познания, понимание этого на уровне своего сознания позволяет минимизировать
психоэмоциональные отражения и переживания. Познание приближает к
необходимости понимать причинно-следственные связи, изучать обстоятельства и
собственные отклики, мотивации и решения. Изучая и понимая причины и
возможные последствия, мы лучше понимаем закономерности, можем их использовать
в планировании перспективы. Главным в этом, как нам кажется, является
возможность создания условий для жизни и деятельности без излишних напряжений и
переживаний, закрепляющихся в виде групп напряжений. Это условия для продления
жизни, более полной полезной реализации своих индивидуальных способностей
сознания.
Совершая
ошибки, человек способен изменить свои представления об их природе и последствиях,
обретая опыт ведения жизни. А процесс ведения жизни невозможен без познания,
позволяющего изменять свое мировоззрение, что ведет к обновлению и оптимизации
условий деятельности и отношений с окружающим миром. Человек переходит на более
высокий уровень организации своего мышления, понимания себя и круга
необходимого для продолжения жизни в условиях изменяющейся реальности.
Переживание проблемы, постоянные эмоциональные срывы и импульсивность ведут к
постепенной блокировке способностей сознания, к консервативному отношению к
любым изменениям в себе и в собственных представлениях. Это стимулирует
постоянное использование животных управляющих программ, мобилизацию
физиологических ресурсов под управлением ИРБ для силового ведения жизни. Что
приводит к разрушительным последствиям.
Пример. Возник вопрос в отношении
причинно-следственных связей, заложенных много лет назад. Основой этого были
черты характера человека, связанные с безотказностью, терпимостью и мягкостью
до уровня пренебрежения любыми потребностями человека со стороны окружающих.
Сейчас, закономерно, ситуация в жизни стала невыносимой для человека из-за
вскормленной им же самим вседозволенности и безнаказанности со стороны членов
его семьи. Проблема. Много эмоций, неспособность и неготовность вникнуть в
природу проблемы, найти в себе ее истоки. Если остаться на уровне описания
тягот и невзгод, на уровне сочувствия и перечисления всевозможных безобразий,
то решений так и не будет. Если отнестись к сложной и очень тяжелой проблеме
как к уроку, работе над большой ошибкой, таящейся в мировоззрении и убеждениях,
то приходит понимание причинности.
Плохо, когда это
приходится делать в период жизни человека, когда все уже свершается и есть
заданность процесса. Но, гораздо тяжелее для психики и самой жизни, если все
оставлять на уровне описания собственных эмоций и переживаний. Из этого выходит
чаще всего сложное стрессовое состояние, оно формируется и закрепляется
надолго, пока есть хоть какие-то ресурсы организма, человек несет свою
"ношу", не имея никаких вариантов конструктивных решений. Если же он
начинает смотреть на тяжелую проблему с позиций познания основ жизни и
причинно-следственных связей, то состояние организма и психики постепенно
меняется, равновесие позволяет перенаправить ход мыслей в сторону поиска
конструктивных решений. Решений тяжелых, но обоснованных всесторонне и,
пока еще, своевременных. Познание такой ценой весьма дорогое удовольствие.
Желательно воспринимать любую свою проблему
сразу - как смысловую задачу, преподнесенную жизненным процессом для познания
жизни и себя, своих ошибочных представлений, а не страданий и их постоянного
воспроизведения.
Страхи ошибочных
решений и действий при позитивных качествах.
Страхи совершить
ошибку, страх подвести людей связаны с программами из детства, когда
воспитатели (взрослое окружение) часто говорили и требовали быть
ответственными, внимательными и собранными. Это для того, чтобы человек вырос с
позитивными качествами ответственности за свои действия, был способным
совершенствоваться, поддерживать отношения взаимоуважения с окружающими.
Уважение составляется на основе дел и обещаний. Тот кто не подводит других, кто
внимателен и совершает мало ошибок заслуживает уважения, на него можно
положиться. В ответ на такие проявления можно ожидать соответственного
отношения окружающих. Когда нет глубинного понимания природы таких правил и
требований (основы в виде установок ИРБ), то приходит восприятие необходимости
обязательно воспитывать в себе такие качества, не понимая своих внутренних
состояний и процессов формирования высоких избытков. Не отрицая значения этих
качеств важно уметь человеку правильно организовывать процесс действий и
согласований при коррекции своих внутренних состояний. Но это может приходить
потом, в ходе работы по ведению жизни и коррекции личностных комплексов.
Иногда эти качества
жестко могут требовать взрослые. Тогда страхи "закрепляются" с
раннего возраста, а затем переходят в форму восприятия реальных отношений и
обстоятельств во внешнем мире. Сквозь
призму страхов человек неосознанно формирует восприятие окружающих людей,
удерживая управление от ИРБ. Самосохранение вида на подсознательном уровне
реализует особенность человека как биосоциальной единицы. В животном мире это
стайно-стадный принцип выживания и ведения жизни при коллективном распределении
ответственности до момента, пока не начинает преобладать самосохранение особи
(смертельная опасность для самого организма "отменяет" принципы и
правила самосохранения вида). В человеческом обществе группа этих осознанных
проявлений и качеств является позитивной, все дело в контроле со стороны ВК над
процессом реализации. Разумная достаточность предполагает высокую
самоуправляемость человека и понимание им своих жизненных потребностей. К
этому надо добавить и понимание своих реальных возможностей, на основе которых
человек может организовывать совместную деятельность с другими и брать на себя
определенные функции и обязательства.
Страх совершить ошибку
существенно возрастает, когда человек не контролирует свои внутренние состояния
и эмоции, а ход мыслей его полностью занят умозаключениями об опасности ошибки.
Здесь важно изначальное понимание значения производимого действия для себя и
окружающих из числа участников совместной деятельности. Для более полного
смыслового восприятия и реализации действий необходима предварительная
подготовка, когда можно взвешенно оценить реальные возможности и условия
реализации поставленных задач, а для себя определить значение совершения ошибки
и круг последствий. Это необходимо для внесения более спокойного восприятия в
свой внутренний мир (психофизический баланс организма) и избежания
избыточности. Чем выше уровень внутренней свободы организма, тем меньше
вероятность совершения ошибки.
Это важно напоминать
себе в ходе предварительной подготовки любой деятельности, не зацикливаясь на
последствиях ошибок, доводя их в своем восприятии до рокового и безысходного
звучания. Необходима адекватная оценка значения любого действия и результата.
Хорошо помогает начальная коррекция внутреннего состояния при абстрагировании
на несколько минут от проблемы и выполнения нижнего дыхания. Самым главным
процессом здесь является переосмысление личностной основы этих страхов, имеющих
корни из далекого детства или периода юности.
Человек формирует ожидание будущего и активно
включает рефлекторно-личностное мышление, когда множество значимых процессов
в каждой сфере жизни им не осмыслены. Ожидание чуда, абстрактно лучшего или
только худшего отражает деформации мировоззрения и говорит о неосмысленности
в должной мере общих процессов жизни и окружающего мира. Когда человек не
рассматривает закономерностей с привязкой к собственным потребностям и
возможностям, не учитывает организационные вопросы создания условий для
жизни и деятельности, остается программа выжидания благоприятного момента,
формируемая от ИРБ.
Животная система
построена на принципе потребления всего, что дает окружающий мир. В животной
системе нет и не может быть мотиваций для изучения закономерностей, обобщения
опыта ошибок и прогнозирования. Что можно спрогнозировать, если человек никогда
не думал о будущем с точки зрения понимания причин и следствий, изучения
значимых закономерностей? Только ожидание того, что подсказывает личный опыт,
знание и предчувствия. Для более активного процесса ожидания свойственно
включение интуитивно-чувственного аппарата личности, основанного на личностных
предпочтениях, ощущениях, вкусе, обидах и способности к мнительности.
Домысливание на основе
личностных переживаний и убеждений, сформированных много раньше, становится
способом восприятия будущей реальности. Здесь личность каждого человека
по-своему неповторима. Общим является готовность к ожиданию худшего, а из-за
неосмысленности значимых причинно-следственных связей, инстинкт самосохранения
диктует правило подготовки к контакту с реальностью - это состояние
"готовности ко всему", удобное для того, чтобы не "застигли
врасплох". В мышлении это моделируется на уровне подсознательного
выбора худшего сценария из известных и понятных без логического
всестороннего обоснования. Так работает система мышления, если человек
в ходе ведения жизни не оценивает перспективу и не изучает закономерности
процессов в окружающем мире.
Рефлекторно-личностное
мышление срабатывает наподобие "защитного клапана", когда нет
информации, адекватно отражающей реальность, а нужно обеспечивать задачи
ведения жизни (при этом неосознанно, человек ведет жизнь под управляющим
действием ИРБ).
Для коррекции этого
процесса необходима организация времени и подготовка психофизической системы
организма к процессу осмысления текущих дел, задач, перспективного
планирования. Для этого необходимо понимание тенденций, процессов во внешнем
мире и собственном процессе деятельности. Это означает, что для восприятия
реальности и ухода от рефлекторно-личностного мышления необходима организация
сознания, подъем до уровня общей картины при задаче оценки будущего.
Рассуждения, анализ, подбор необходимой информации на основе общей картины
проблемы и значимых закономерностей продиктуют и круг необходимых уточнений и
изучения отдельных вопросов и задач. Это уже ближе к познавательному процессу,
что позволяет говорить об отношении к жизни как к процессу познания.
Помня о том, что
восприятие может быть смысловым, а может быть рефлекторным, мы исходили из
необходимости анализа начала процесса восприятия негатива. Для смыслового
восприятия необходимо не переживание, а рассуждение и анализ. Но беды, невзгоды
и т.п. связаны с негативом жизни, который воспринимается ИРБ в обход сознания,
как потенциальная опасность. Первичный отклик человека на подобный негатив
начинает проявляться под управлением ИРБ, что приводит к появлению переживаний.
Если пустить процесс на самотек, то процессы переживаний, в конечном счете,
переводят основные системы организма в избыточное состояние, а смысловая
деятельность сознания сводится на-нет. Тогда переживания множат переживания,
а эмоциональное отражение события закладывается в память как факт, как
испытание. При этом отсутствует информация, связанная с изучением круга
причин, природы самого негативного события. В этом случае человек находится под
управляющим действием ИРБ и без понимания существа проблемы старается это
понимание заменить поиском виноватого, собственной вины, выстраивая цепочку
переживаний без осмысления самого события.
Если человек приступил
к ведению жизни от сознания и принял идеи отношения к жизни как к процессу
познания, то его первичный отклик на негативные события, в целом, проходит под
управлением ВК, и эмоциональные реакции не "раскачивают" слишком
сильно психофизический баланс. Тогда отношение к жизни как к процессу познания
реализуется на основе не переживания, а рассуждения, которое ведет к изучению и
пониманию закономерностей, приведших к негативу. Поняв природу и круг причин
своих бед и проблем, человек обретает способность не повторять их причины и в
будущем не множить сами беды.
Он глубже и полнее
воспринимает события окружающего мира, осознает значимые причины и следствия и
сохраняет способность своего сознания управлять жизненным процессом. Тогда в
отношении будущего человек способен упредить многие из свершившихся бед и
проблем, изменив свои ошибочные представления и решения, приведшие к проблемам.
Внутреннее состояние организма, в целом, сохраняет сбалансированность,
предсказуемость и управляемость. Это и позволяет избегать длительных высоких
избытков в психоэмоциональной сфере и обеспечивать смысловую работу сознания
для дальнейшего ведения жизни. Изучая мысленным взглядом пройденные этапы
жизни, как своей так и окружающих, человек познает закономерности и понимает
природу процессов и событий, происходящих с ним и с окружающими людьми.
Его польза для
окружающих - не только в равновесном сочувствии, но, прежде всего, в понимании
и способности упреждать повторение ошибок. Познание причин и
следствий, более глубокое понимание процессов собственного восприятия и
мышления позволяют человеку развиваться, преобразовывать свою жизнь в более
предсказуемый и гармоничный процесс. Очень важно понимать, на наш взгляд, что
только эмоциональные отражения и переживания, повторение их многократно,
выводят человека из-под управляющего действия разума, оставляя во власти
программ ИРБ и избыточных психоэмоциональных состояний.
Личные
переживания и «обращение к сознанию».
Опыт личного
переживания - это опыт ИРБ. Смысловая информация отражает взаимосвязи и
взаимозависимости. Страхи, "пустота" информационного процесса при
безмыслии отражают характер управляющего действия животной основы. Для нее
важно выделить и запомнить признак негативного, а значит, опасного. Глубина
переживания и длительность определяют объем памяти, который занимается
эмоциональным процессом. Ему соответствует биохимическое состояние. Если это
отпускается на самотек, а ВК не формирует ориентиров в жизни, то закрепленние
опыта, связанного с негативом, может быть всеобъемлющим. Итак,
рефлекторно-личностное мышление активно воспроизводит закрепленное раньше
состояние, которое соответствовало моменту переживания. Это приводит к потере
конструктивных жизненных ориентиров и не формированию новых.
К механизму
воспроизведения негативного опыта личности относятся, как активно закрепленные
синаптические связи, так и ассоциации с событием и его признаками.
Задача ВК - переосмысление всего процесса и характера переживания. Контроль
над ходом эмоционального переживания, особенно после аварий, крупных изменений
в деловой сфере с потерей работы, утраты близкого человека и т.п., должен
проводиться все более непрерывно со стороны ВК с обращением сознания к
конструктивным жизненным задачам на будущее.
Продолжить жизнь, создав ее конструктивное русло, с пользой для окружающих -
задача ВК. Эта задача должна постепенно замещать личностный негативный опыт
переживания, задавая ориентир в жизни.
«Обращение к сознанию»
- это всегда смысловой запрос, который не провоцирует эмоциональную
составляющую восприятия. Определить обращение к сознанию можно как
комплекс осознанных действий, основанных на восприятии своего внутреннего
состояния и коррекции хода мыслей на текущий момент времени.
Ощущение и восприятие избыточного состояния своей психоэмоциональной сферы
позволяет человеку остановиться на своем внутреннем состоянии и сформировать
необходимое равновесие. Это осознанная часть первого шага в «обращении к
сознанию». В равновесном состоянии необходим смысловой запрос, который
находится над плоскостью эмоциональных реакций. Он заключается в вопросе
о смысле стоящей задачи или проблемы или воспринимаемой информации.
Следующий вопрос - значение
задачи, события, проблемы или воспринимаемой информации. Структура сознания,
которая обеспечивает использование знаний и представлений - это более-менее
отлаженный II уровень сознания, где выстраиваются умозаключения, формулируются
задачи и оцениваются поступившие из внешнего мира данные. Смысловой запрос в
виде вопроса о значении чего-либо при внутреннем равновесии организма и психики
выводит сознание на необходимость сначала составить общую картину
события, задачи, проблемы и определить взаимосвязи с другими задачами жизни
и ее сферами. Это выводит сознание на III уровень, где требуется целостная
картина задачи, проблемы, и где формируется системный взгляд на них.
«Обращение к сознанию»
- необходимая мера формирования осознанности отдельной жизненной задачи и целой
жизненной сферы, когда нельзя рассматривать лишь отдельный фрагмент проблемы
или отдельную часть информации, поступившей извне. Важно выделить значение
подъема до вИдения целостной картины и основных взаимосвязей с текущими
задачами, другими сферами жизни. На основании понимания взаимосвязей
человек формирует вывод о значении стоящей задачи или проблемы или
значении полученной информации.
«Обращение к сознанию»
позволяет избежать первичного отклика в его бесконтрольном виде и не дает
возможности ИРБ взять на себя управляющее действие. Если человек понимает
привычный рефлекторно-личностный отклик и работает над своими внутренними
состояниями, то «обращение к сознанию» будет реализовано в виде достаточно
быстрой коррекции внутреннего состояния и перехода к системной картине в целом,
как бы со стороны и сверху, без участия доминирующих эмоциональных откликов.
Более полно этот
механизм можно описать, рассмотрев вопросы конкретного включения из памяти
личностного опыта и аналогий, которые хранятся как знания и представления,
сформированные ранее. «Обращение к сознанию» - исключение безоговорочной
опоры на личностный опыт, впечатления, знания и представления, обретенные
раньше. Их использование должно быть осмысленным и являться начальным
этапом познавательного процесса анализа стоящей проблемы и формирования
всесторонне обоснованных выводов. Уточнение знаний и представлений, их
переосмысление возможно только после «обращения к сознанию», как к осмысленной
процедуре при доступном на текущий момент внутреннем равновесии.
При «обращении к
сознанию» целесобразно помнить, что понимание значения той или иной задачи
(проблемы) является результатом смысловой работы сознания. Рассматриваются
взаимосвязи задачи с другими проблемами и сферами жизни и с задачей ведения
жизни. Смысловая работа начинается сразу после первичного отклика, который
заключается в реакции организма и рефлекторного мышления на предстоящий
процесс работы мышления.
ИРБ любой предстоящий
процесс деятельности оценивает по-своему. Сначала выясняет признаки опасности,
объем и трудоемкость, сравнивая с уже знакомым, хранящимся в памяти. В начале
первичного отклика ИРБ слегка сокращается фаза вдоха, приподнимается диафрагма,
по мышцам плечевого пояса и шеи начинают формироваться напряжения состояния готовности
к преодолению трудностей. Эти напряжения не велики и являются результатом
"включения" организма животным способом в подготовку к предстоящей
деятельности. ИРБ с недоверием относится к смысловой работе, поэтому в
первичном отклике загружает рефлекторное мышление поиском знаний о стоящей
задаче из прошлого. ИРБ не формирует неприятия, но состояние готовности для
самой ИРБ считается затратным и оправданным крайней необходимостью.
Поэтому в первичном отклике от ИРБ интереса к изучению информации нет. Если
отпустить этот отклик на самотек, то рефлекторное мышление ограничится
поверхностным восприятием и поверхностным ответом из круга личных знаний и
опыта.
Понимая этот механизм,
изучить суть стоящей задачи и понять ее значение можно, подготовив организм и
психику заранее. Признак начала подготовки - наличие вопроса о значении
задачи или проблемы. Интерес сознания к изучению вопроса возникает тогда,
когда человеку известна хотя бы общая информация о задаче, когда есть общие
представления. Поэтому целесообразно использовать в своих интересах первичный
отклик и рефлекторный поиск в своей памяти аналогичных знаний. Но при этом
необходимо уравновесить внутреннее состояние, передав от сознания мысленно в
область между надпочечниками информацию об отсутствии физической опасности,
испытаний холодом и голодом. Когда перебор известного из памяти заканчивается, от
ВК необходимо обращение к сознанию с задачей: сформировать целостную картину
взаимосвязей изучаемой задачи с другими задачами в основных сферах жизни.
Это вопрос познавательного характера, что переводит мышление на другой уровень,
и вероятность срабатывания активных готовых связей (стереотипов) будет
существенно ниже. Мы понимаем значение задачи (проблемы), изучив взаимосвязи с
другими сферами жизни и поняв, какое значение будут иметь результаты решения
стоящей задачи. Это уже смысловой процесс на основе системного взгляда на
проблему. |