Для обеспечения
ведения жизни животная система использует силу, физические способности
организма. Все, чем располагает организм, подчинено программам и реакциям ИРБ,
позволяющим выживать и продолжать род. Для ИРБ важнейшим признаком готовности к
деятельности является физическая возможность организма и его биохимия
реализовывать программы борьбы и противостояния.
В человеческом
организме нервная и эндокринная системы в системной организованной работе со
структурами центральной области мозга позволяют организму и психике провести
мобилизацию физиологических ресурсов для борьбы за жизнь.
Для смысловой
работы сознания такие состояния организма и психики неприемлемы. Процессы
информационной работы сознания, формирования адекватного смыслового восприятия
существенно ограничены. Основным инструментом работы сознания является анализ
информации, формирование новой информации, новых взглядов и знаний. Для этого
нужны другие внутренние состояния организма и психики.
Без организации
работы со стороны сознания над внутренними состояниями человек остается под
управляющим действием ИРБ, включая процессы своего повседневного мышления.
Различие условий работы ИРБ и разумной системы ведения жизни основано на том,
что для ИРБ необходимы физические данные организма, силовые ресурсы и навыки
борьбы за выживание. Для разума
необходима информация, а условия его работы основаны на состояниях внутреннего
равновесия и свободы от избыточных напряжений.
Процессы реализации
программ и реакций ИРБ носят мобилизационный, импульсивный характер, где
перерыв после максимального напряжения сил определен физическими ресурсами и
уровнем выносливости организма.
Для осмысления
информации, формирования нового видения стоящей проблемы и ее решения сознанию
необходим довольно длительный (по сравнению с почти мгновенной рефлекторной
реакцией ИРБ в силовом противоборстве) процесс обработки информации, генерации
разветвленной системы умозаключений. Необходима полнота картины, понимание
общих взаимосвязей, а не один или два фрагмента. Таким образом, работа сознания
эффективна, когда процессы деятельности сознания более непрерывны, организованы
и построены на осознанном сочетании, смене внутренних состояний организма и
психики.
Эволюция биологических систем основана на
переходе на более высокий уровень организации процессов обработки информации. Когда человек обрел способность к
абстрактному мышлению, появилась необходимость во все больших объемах
информации. Познавая мир и себя, человек формировал знания, которые
передавались другим, приумножались и формировали основу для развития. Значение
информации неуклонно возрастало. В
настоящее время информация имеет главное, определяющее значение для человека,
его развития и полезной реализации. Поэтому так важна информационная
работа сознания, организация повседневного мышления человека, процессы
смыслового восприятия. Умение выделять главное для ведения своей жизни,
формировать своевременно необходимые решения и выполнять полезные действия
связано с пониманием круга определяющего и важного для ИРБ и разумной системы
ведения жизни. Если для ИРБ важен
текущий момент, обстоятельство, то для разума важны взаимосвязи и
закономерности. Весь спектр деятельности для животной системы связан с
необходимость выживать, риском получить увечья и риском смерти.
Для разума
неприемлемы пассивные состояния, стремления
к постоянному покою, унаследованные еще от неживой материи. Разуму
нужна активная, инициативная позиция координатора процесса жизни, когда есть интерес
к новому, процессу познания и развития. Здесь важно понимать, наверное, что в самой основе сознания человека лежит
идеология обновления. Это наполняет жизнь смыслом, дает ей поступательность.
Тогда стремление человека к новизне позволяет ему обновлять свои знания,
представления, само мировоззрение. В этом суть процессов развития. Развитие, в
свою очередь, является условием продления жизни организма.
Разум человека
обеспечивает организацию процессов энергозатрат и их восполнения на основе
выбора наиболее экономичного сценария. Благодаря процессам познания себя,
понимания нового, понимания закономерностей окружающего мира и жизни в нем,
человек сокращает неопределенности, непредсказуемость окружающего мира. В то же
время непознанность, непредсказуемость окружающего мира диктует животной
системе требование поддерживать силовую готовность к противлению по всем
направлениям восприятия и действий при выходе во внешний мир. Разум
позволяет изучать внешний мир, закономерности и состояния (внутренние в
отношении собственного организма и внешние в плане условий собственной
жизнедеятельности, полезной реализации). Животная система изначально
воспринимает внешний мир как враждебный. Это важно учитывать при анализе своих
внутренних состояний, когда человек в отклике на внешнее, утрачивает внутреннее
состояние неизбыточности и свободы от привычных личностных напряжений.
Но на пути
полезной реализации индивидуальных способностей сознания человек сталкивается
со сложным процессом самокоррекции. Консервативность организма, программ ИРБ,
стремящихся сохранить привычное в неизменности, ведет к проблеме
взаимопонимания. Это означает, что человек даже в благих намерениях, в ходе
задач развития может начать воссоздание
избытков и реакций неприятия и отрицания в связи с неготовностью к отношениям, в
связи с непониманием закономерностей во взаимоотношениях с людьми. Считая
правильной свою организацию ведения системных преобразований, человек
игнорирует в ходе отношений с окружающими одну «деталь» - они имеют собственную
точку зрения, личностные вкусы и мировоззрение. Лишь после некоторого этапа
реализации взаимодоговоренностей и совместного анализа привычных внутренних
состояний и их причин, человек начинает осознавать, что масса программ и
реакций ИРБ свойственна всем людям. Что люди очень похожи и едины в программах
ИРБ и в своих проявлениях личностного восприятия. Различны лишь нюансы
заложенных в личностные комплексы избыточных внутренних состояний и реакций,
связанных с рождением, особенностями семьи, воспитания, среды влияния в детстве
и юности и окружения в настоящее время. Здесь
необходимо систематическое переосмысление всех составляющих своего восприятия и
отношения к окружающему миру, людям и себе. Фактически, человек за счет переосмысления обновляет информацию в своем
сознании, в конечном счете, в своем организме.
Старая
информация, не отражающая изменения в окружающем мире, неминуемо будет с ним в
противоречии. Новая информация позволит принимать решения, адекватные
реальности и главным движущим процессам в ней. Внутренние состояния
конфликтности человека продиктованы его консерватизмом, когда он не приемлет
изменений и придает им чрезвычайное значение. В этом, вероятно, корень всех
проблем под названием «отцы и дети», «конфликтное восприятие реальности» и
т.п..
Принимая
необходимость работы по самокоррекции и саморазвитию, человек должен принять
еще и идею – все формы и проявления духовности, развития способностей
сознания, раскрытия индивидуальных способностей не могут быть реализованы
просто как процесс ради процесса. Необходима польза для окружающих людей и
польза от этого всего в совместной деятельности и ведении жизни. Это означает,
что необходимо понимание других,
взаимопонимание без устремленностей выделяться. Устремленность выделяться - одна
из особенностей программ ИРБ, связанных с самоутверждением личности. Так
животная система, выводя на уровень реального сознания тезис «быть не с краю»
ведет человека к неосознанному отдалению от людей, полагаясь на свои
проявленные способности. Остается выдать еще за свою индивидуальность владение какой-нибудь
очень редкой и дорогой побрякушкой, и все встает на место в иерархии,
возводимой животной системой. |