Значение непрерывно-логической работы сознания. (Часть I)
Часть I. Прерывания в работе сознания.
При потере управления со стороны разумной управляющей системы (РУС, см. Термины), внутренние состояния определяются степенью активности программ животной управляющей системы - ИРБ (см. Термины), нацеленных на самосохранение.
Главнейшей задачей ИРБ является задача сохранения и продления жизни, но животным путем. При достаточности энергоресурсов организма (не голод) и отсутствии прямой физической опасности, а также отсутствии информации из внешнего мира об изменениях среды обитания, животная система формирует стремление к покою и отдыху или формирует интерес к разнообразным отвлечениям, связанным с запахами, вкусами, которые улавливает организм животного.
Она не может способствовать развитию сознания и освобождению организма и психики от опасных избытков. Она их формирует, опираясь на свои принципы и механизмы ведения жизни.
Животное, получив нужную конкретную информацию, переключает свое внимание на другое. Прерывистость процессов восприятия необходима для поддержания готовности организма животного к ведению жизни силовым путем, чередуя избыточные состояния со стремлением к покою и отдыху.
Когда речь идет о человеке, и рассматриваются вопросы его образа мыслей, его восприятия и мотиваций, необходимо выделять следующую особенность животной управляющей системы. Когда на процессы восприятия и мышления осуществляется перенос принципов ведения жизни со стороны животной системы, то возникают те ориентиры, которые формируют правила восприятия и отклика. К главным принципам следует относить следующее.
Во-первых, по принципам животной системы окружающий мир враждебен, а выживаемость определяется степенью энергонасыщенности организма и объемами запасов.
Во-вторых, лучшим для животной системы всегда являются покой и отдых.
Стремление к конкретному результату в ходе текущего действия продиктовано животной системой в отношении физических возможностей животного при восприятии запаха, при прикосновении, при ощущениях на вкус.
Биохимия организма человека, химический состав слюны и ее вкусовое восприятие запускают рефлекторные реакции, под которые подстраивается личностное мышление. Оно направляет умозаключения в соответствии с побудительными реакциями животной системы.
Рефлекторный характер восприятия и мотиваций лежит в основе множества реакций при взаимодействии с внешним миром и себе подобными. В основе этих реакций на уровне ИРБ лежит необходимость выживания и интерес, связанный со средой обитания и изменениями, происходящими в ней. Следует отметить, что сознание не имеет возможностей физического воздействия. Поэтому критерий оценки важности информации извне всегда смысловой.
Физическая возможность соприкосновения (воздействия), запах и вкус – являются критерием важности для животной системы. Самым важным, безусловно, является сам факт наличия прямой физической опасности.
Абстрактное, то, что нельзя пощупать, понюхать, попробовать на вкус, не может занимать внимание длительно при управлении со стороны животной системы (ИРБ). В связи с этим, одной из главных причин прерываний работы сознания является само физическое тело человека и управляющие программы ИРБ. Ощущения и состояния физического тела, сигналы от рецепторной системы, непрерывно сочетаются с психоэмоциональными программами и реакциями при восприятии и формировании отклика.
Среди множества реакций следует выделить реакции страхов и тревог, которые являются мощным генератором прерываний работы сознания и отвлечений мышления человека от процесса смысловой работы над конкретной темой и проблемой.
На глубинном уровне зарождения программ отклика на информацию извне находится управляющее действие животной системы, которое не допускает длительных процессов обработки информации из-за страха не среагировать во-время на опасность, часто неожиданную для ИРБ или надуманную в результате домысливания человеком.
Несбалансированное и неравновесное внутреннее состояние и является той почвой, на которой закрепляются реакции тревожной готовности ожидания худшего. Человек, не глубоко и не всесторонне рассматривает проблему, ему не хватает времени для анализа реальной информации и угроз.
Он сразу же, под действием животной системы, формирует избыточное состояние организма и психики. Кора лобных долей, выполняющая часть высших когнитивных функций и задач всестороннего анализа поступившей информации, выходит из полноценной работы из-за роста биоэлектрической активности мозга и подъема уровня возбуждения множества микрозон коры.
Человек сохраняет подсознательно привязку к тем привычным действиям и мыслям (выводам), которые позволяют прерывать длительные умозаключения и довольствоваться фрагментом размышлений и обобщений. Стремление к законченности и конкретике фрагмента приводит к сокращению протяженности цепочек умозаключений, что приводит к существенным упущениям при рассмотрении жизненных проблем, их причин и перспективы.
С точки зрения ИРБ, чем короче и конкретнее умозаключение, тем лучше, тем полезнее. При появлении сложности в осмыслении события или информации извне под воздействием ИРБ формируются вопросы: - «Зачем мне все это нужно, зачем лишний раз напрягаться и ломать себе голову?»
Основная трудность в организации системного мышления, в понимании протяженных процессов окружающего мира связана с проблемой непрерывности работы сознания. Проверить это легко. Например, когда нет жизненной необходимости или сильного увлечения какой-либо темой, может ли человек на эту тему думать хотя бы несколько минут? Как часто будут отвлекаться его мысли?
Отвлечение и прерывание связаны с работой самой древней управляющей системы организма – ИРБ. На этом строится рефлекторный характер мышления человека. Он отражает прерывистость процессов восприятия и обработки информации в животном мире.
Понимая механизмы прерываний и отвлечений, которые связаны с внутренним состоянием психофизической системы организма, целесообразно исходить из следующего. Прерывание и отвлечение всегда основаны на «платформе» возбуждения нервной системы, избыточного состояния организма и психики, в которой закреплены реакции страхов и программы тревожности и стресса.
Краткосрочные программы тревожности и стресса могут быть полезны для человека и эффективности работы его сознания. Тревожность и стресс являются механизмом адаптации и выживания человека и имеют богатую эволюционную историю.
Но если тревоги и стресс длительны, то начинается разрушение организма, психики, падает иммунитет, снижается нейропластичность мозга. При ее снижении мозг постепенно утрачивает способность формировать новые аксонные связи в коре, понимать новое, адаптироваться, формировать новизну в идеях и понимании задач ведения жизни не животным, а разумным способом под управлением РУС. Человек утрачивает способность понимать новое, создавать новое, то есть утрачивает творческий потенциал. |