С периода
детства и до зрелого возраста человек накапливает информацию об окружающем мире
и приобретает основные навыки ведения и организации жизни, опираясь на свои
базовые понятия и представления. Под воздействием уклада и правил, сложившихся
в его среде, он закрепляет эти базовые понятия и представления, формируя на их
основе собственную систему мышления и сферы интересов. Но по мере приближения к
зрелому возрасту он все чаще сталкивается с необходимостью получения
дополнительных знаний, новой информации, что все чаще вызывает затруднения и
неосознанные опасения отстать от всего того нового, что дает жизнь.
Привычно сохраняя сложившуюся сферу
интересов, человек неосознанно формирует устремление накапливать как можно
больше информации, навыков, методов и правил организации и ведения жизни,
которые могут быть полезны в будущих жизненных ситуациях и профессиональной
сфере.
Но поскольку к
зрелому возрасту снижается энергонасыщенность организма, знания и навыки
начинают устаревать, а новое преобладает во всех сферах жизни, у человека
формируется на основе программ и реакций ИРБ целая система генераций страхов и
опасений оказаться на обочине, быть не востребованным.
На глубинном,
неосознанном уровне эти генерации являются скрытой формой страха голодной
смерти, что заставляет человека мобилизовываться и формировать избыточные
напряжения, необходимые для «преодоления» очередных жизненных ситуаций. При
этом отсутствие энергетических
избытков заставляет ИРБ формировать напряжения самоторможения и затаивания для
собственной максимальной активности в самый удобный и благоприятный период
времени, которого приходится ожидать, сокращая инициативность и активность в повседневности.
Следует особо
выделить те физические и физиологические последствия по организму, которые
наступают в результате формирования избыточных напряжений самоторможения и
затаивания. По опорно-двигательному аппарату возникает комплекс ощущений не готовности
к двигательной активности, слабости мышц и связок, когда подвижность суставов
становится ограниченной, а гибкость позвоночника и подвижность плечевого пояса
заметно снижаются, что приводит к появлению ощущения тяжести и боли в пояснице,
грудинном отделе и плечевых суставах. Когда подобная информация поступает почти
ежедневно, ИРБ воспринимает такое состояние, как состояние невозможности
выполнять действия в прежнем объеме, не готовности организма
восстанавливаться после активных нагрузок, а значит, любая инициативная
активность – потенциальная опасность. Это приводит к усилению генерации
страха и тревожной готовности в ожидании худшего, что формирует
рассмотренные ранее напряжения обжатия в зоне солнечного сплетения, затылочной
и примыкающей к затылочной области группе мышц спины, шеи с втягиванием головы
в плечи.
Последующее затем нарушение оттока
венозной крови от головного мозга, подъем диафрагмы до подпирания снизу
сердечной мышцы и сокращение фазы вдоха приводят к формированию зашлакованности
тканей мозга, утрате ясности мышления и, как следствие – усилению страхов,
неуверенности в себе, недоверию к окружающему миру, который воспринимается как
враждебный.
Более того,
активизируется эндокринная система, часть выработанного адреналина обеспечивает
нормальное функционирование организма, но другая часть (избыточная) идет на
обеспечение программ мобилизации физиологических ресурсов, заложенных в ИРБ как
основные программы обеспечения выживания особи. Это чисто животный уровень реализации биохимических процессов, и процесс проходит
в обход сознания, если оно не занято задачами ведения жизни и понимания,
изучения своих внутренних состояний.
Следует
понимать, что самым важным процессом
для самоосознания и последующей коррекции на основе переосмысления является
процесс восприятия внешнего мира и своих внутренних состояний.
Системное единство мира и главенствующих
законов на макроуровне принимается сознанием и понимается адекватно и в
отношении своих внутренних процессов и состояний.
Физическая суть
состояний «восхождение» и «прояснение сознания» заключается в сбалансированной
и весьма низкой электромагнитной активности структур мозга. Такие состояния
сознания позволяют адекватно воспринимать информацию извне об общих процессах в
социуме, деловой сфере и отношениях в них, а также информацию о своих
внутренних изменениях, ощущениях и природе своих внутренних состояний. Это
связано с самоанализом, необходимым для понимания своих личностных установок и
привычных, стереотипных реакций на основе знаний, убеждений и предпочтений,
сформированных ранее.
Когда человек не
понимает природы своих установок и привычных состояний, включая страхи, возмущения, обиды и
устремленности к сбережению существующего багажа знаний и представлений о правильном для мира и для
себя, он обеспечивает на всех уровнях необходимую избыточность для
поддержания готовности вести жизнь, изменяя тенденции и закономерности
внешнего характера под свои требования и правила личностного характера. В
этом суть противоречия между особенностями вовне и особенностями внутри,
которые внутренние балансы организма формируют в противовес внешнему миру. Это
требует повышенного уровня возбуждения не только нервной системы. Структуры
мозга начинают повышать свою электромагнитную активность и удерживать ее (как и
состояние всего организма) «на взводе». В
этом суть процесса выведения сознания из задач ведения жизни в трех главных
сферах. А должно быть наоборот – ведение жизни от сознания на основе системной
целостной картины бытия и конкретных задач внутри каждой сферы жизни человека.
Далее рассмотрим
процесс «цикла скольжения»,
что имеет, на наш взгляд, большое значение для понимания природы отклонений от полезной
реализации индивидуальности человека.
При формировании
страхов и «состояния тревожной готовности в ожидании худшего» у человека часто формируется распыление
внимания и мыслей, их расползание по многим сферам интересов, что приводит к
формированию восприятия основных
жизненных задач, как «скольжение по поверхности обозначений этих задач». Это
приводит к постоянному страху не успеть проконтролировать состояние дел в
основных сферах интересов, страху что-то упустить и совершить ошибку, а главное
– страху из-за непонимания того, что
есть главная задача, близкая к индивидуальности, а что есть второстепенное,
не обеспечивающее стабильной реализации жизненных процессов без избытков и потрясений. В этом случае человек
интересуется почти всем, скользя по поверхности проблемы, без понимания ее
сути, причин и следствий.
При изменениях
процессов во внешнем мире, в профессиональной сфере это порождает постоянный
страх не успеть разобраться и понять новую информацию и формирует ощущение
собственной неполноценности и болезненной зависимости от внешних процессов и
проблем в социуме.
Понимая данный
процесс и порядок формирования отклика человека на основе реакций ИРБ, нужно
рассмотреть следующую идею организации своего мышления и жизненного процесса.
Если представить себе, что с момента рождения человека формируется сфера его
знаний и интересов, то по мере продвижения к зрелому возрасту эта сфера растет
с постоянным увеличением радиуса и содержащегося в ней объема информации.
Для приобретения
и понимания новой информации человеку приходится прикладывать большие усилия,
двигаясь по протяженному радиусу своей сферы интересов от центра к поверхности,
где и находится новая информация, необходимая для осознания и понимания. Такое
длительное и тяжелое «движение по радиусу» провоцирует ИРБ к формированию
напряжений устремленности хранения и накопления информации и получения новой в
максимальном объеме. При этом человек вынужден постоянно «проводить ревизию»
всего накопленного запаса знаний и информации, то есть обегать всю поверхность растущей сферы, не забывая всех тех
объемов, которые накоплены в памяти. Тем самым он каждый раз образует «цикл скольжения по всей
поверхности этой сферы». Такой неконструктивный процесс приводит к перенасыщенности информацией и
распылению мыслей человека без возможности глубокого и ясного понимания
физической сути новых процессов и явлений.
Задача же
заключается в том, чтобы, определившись в основном направлении работы
индивидуальных возможностей разума конкретного человека, осознанно сужать круг
своих интересов и деятельности до уровня необходимо достаточного для реализации
своих индивидуальных способностей с максимальной пользой для людей, входящих в
круг общения и деятельности.
Возникает
картина, которую можно представить следующим образом. Человек, достигнув
возраста зрелости, определяется с неким объемом интересов (шаровой сектор
интересов). Далее он начинает двигаться по направлению к центру сферы. Он
проходит последовательно множество сферических поверхностей, радиус которых
постоянно уменьшается. Чем меньше радиус сферы, тем меньше ее поверхность, тем
легче охватить ее своим вниманием. При этом понимание идет именно не по
поверхности сферы при максимальном радиусе, а на той глубине, на которую проник
своим пониманием человек, двигаясь по своему радиусу. Это воплощается в том, что человек все точнее фокусирует внимание
своих мыслей на своих истинных индивидуальных возможностях и способностях без
распыления энергии на сопутствующие задачи и сторонние интересы. Он не
дорожит запасами накопленной информации, а, непрерывно обновляя свое понимание сути явлений и процессов, а,
главное, своих индивидуальных задач, начинает стимулировать индивидуальные
способности собственного разума, которые все более полезны окружающим людям.
Для этого требуется все меньше энергии, значит, естественное снижение избытков
энергии становится полезным, а не отрицательным процессом, «пугающим» ИРБ.
Острота работы
мысли в таком процессе движения к раскрытию индивидуальной способности разума
целиком зависит от организации жизни, оптимизации системы отношений,
обязательного соблюдения оптимального режима и ритма жизни, а также рациона при
его точном и индивидуальном подборе. Здесь следует выделить задачу такой
организации приема пищи, когда ее употребление физиологически необходимо, а не
по признаку типа «пришло время обеда» или «надо съесть что-то вкусненькое,
сдобренное приправой, вызывающей слюноотделение». То есть не следует
провоцировать физиологические реакции организма для приема пищи теми
средствами, которые используются для повышения аппетита, роста раздражения
обонятельных и вкусовых рецепторов. Энергоемкость пищи должна разумно
подбираться под каждую текущую задачу и цикл жизнедеятельности без необоснованного
использования белковых структур животного происхождения и специй, стимулирующих
их употребление.
Точность работы
сознания человека определяется способностью его организма в наиболее свободном
от избыточных напряжений внутреннем состоянии, «настроиться» на информационную
работу, то есть процесс обновления уже понятого ранее на новые идеи,
расширяющие горизонт востребованной и полезной для людей деятельности.
Если обновление в понимании необходимого
для организации и ведения жизни осуществляется чаще, чем завершается сам период
реализации этой информации, то возникает тот необходимый задел нового и
конструктивного, который ведет жизнь к улучшению и является гарантом этого
улучшения.
Опасных
генераций страха и «тревожной готовности в ожидании худшего» формируется
существенно меньше, и каждый раз человек способен их осознанно выделять и,
«расслабляя» соответствующие обжатия, возобновлять путем осознанной работы
внутреннее равновесное состояние, необходимое для последующего уточненного
понимания новой идеи, оптимизирующей деятельность.
Такого рода
саморегуляция постепенно становится постоянным состоянием, что приводит к
экономии энергоресурсов организма и сокращает потери времени. Более точное
понимание самого простого и экономичного пути решения стоящих задач позволяет
осознанно заменять генерации ИРБ необходимой деятельностью, полезной другим
людям в данный момент времени и в перспективе. На этом пути человек способен
точнее понять свои индивидуальные способности и найти точку их оптимального приложения. Поскольку избыточных
напряжений устремленности охватывать и накапливать максимальный объем
информации будет все меньше, то оснований для поддержания внутренней готовности
преодолевать непредвиденные препятствия будет меньше, и, в перспективе, они
будут сведены к нулю. Таким образом, выделив и осознав «циклы скольжения» по
поверхности проблем и накопленных знаний, человек может осознанно уйти от
описательного процесса восприятия жизни и ее ведения к конструктивному процессу
понимания основных закономерностей и применению этого в конкретике своих
проблем и задач.
Сознание
человека, получая информацию о стабильном улучшении ситуации в каждой из
определяющих задач в трех главных сферах жизни, будет способно систематически обновлять
существующие понятия и представления, формируя, тем самым, новизну
понимания. Понимание закономерностей освободит человека от необходимости знания
множества фактов и событий (в общем, подтверждающих эти закономерности).
В отношении
конкретных проблем человек обретает способность на основе понимания основных
закономерностей общих процессов более точно и всесторонне оценить суть самой
проблемы, понять главную причинность и найти наиболее оптимальное решение без
стремления к максимуму качества любой ценой. Обновляя свои знания и используя
новые идеи он может позже улучшить до необходимого уровня все то, что в текущий
момент им решено и реализовано на основе оптимального на текущее время.
Совершенствование реализованного и сделанного является, в общем-то, бесконечным
процессом. |