Понимание причин процессов, происходящих в жизни человека,
связано с изучением им этих процессов, анализом их структуры и причин.
В повседневной жизни человек часто не задумывается о
причинах своих удач или неудач, о том, какие закономерности проявлены в его
жизни. Он живет своими мыслями, основанными на привычке что-то воспринимать, а
что-то игнорировать, опираясь на сложившуюся систему интересов, опираясь на
привычный ход мыслей.
Привычное в восприятии заставляет человека получать
информацию из внешнего мира, выполнять действия в домашнем круге и в деловой
сфере, часто не осознанно внимание своего сознания фокусировать на не
значительном, но ярком и броском в протекающих процессах внешнего мира. Суть
своих стереотипов человек рассматривает лишь в крайних случаях, когда его
затрагивают события окружающего мира, когда возникают болезненные проблемы.
Познание всегда ассоциируется с обретением знаний,
запоминанием, но весьма редко познание понимается, как умение выделить
необходимую информацию, всесторонне ее проанализировать и сделать из нее
выводы. Человеку зачастую не хватает времени вникать в физическую суть жизненного процесса и его составляющих в
каждой сфере жизни. Нехватка времени и возможностей изучить и понять свои
представления, поразмышлять о причинах своих проблем человеком связывается с
занятостью, загруженностью на работе и большим количеством домашних дел. Организация
жизни и организация своего мышления остаются вне поля зрения сознания даже
тогда, когда человек сталкивается с полезной информацией о взаимосвязях между
его мировоззрением, привычными реакциями и последствиями по организму,
последствиями в сфере отношений.
Непродуманность большинства процессов, окружающих человека,
заменяется им готовыми знаниями, к которым он добавляет личный опыт и
собственные представления, сформированные на основе личного опыта. Это приводит
к тому, что бОльшая часть жизненных проблем и ситуаций не осмысливается
человеком, ход его размышлений направлен всегда в русло его интересов и сферы
развлечений.
Трудности и проблемы отражаются на психоэмоциональном уровне
и часто описываются человеком при общении в близком круге родственников и
друзей, вызывая сочувствие и эмоциональную поддержку. Стереотип представлений о
сочувствии, чуткости и внимании предполагает именно такую поддержку и никогда
не ведет человека за границы эмоционально-чувственного отражения в сторону
изучения и анализа причин сложившихся ситуаций и пути их разрешения.
Речь идет об
осознанном изменении в себе представлений и правил ведения жизни, отраженных в
мировоззрении. Нередко человек, описывая свои проблемы,
не задумывается о личностных чертах и особенностях своего мировоззрения,
которые и привели к сложившейся ситуации.
За редким исключением советы окружающих направлены, в
основном, на способы обретения спокойствия, терпения или мер, связанных с
противостоянием в отношении сложившейся проблемы. Если это проблема в сфере
здоровья, то совместное обсуждение, как правило, приводит к поиску медицинских
средств, клинических возможностей и соответствующих специалистов. При этом к
специалистам часто причисляются и специалисты из сферы народной медицины,
травники, костоправы и т.п. Безусловно, предлагаемый ряд мер в таких случаях
может быть полезен в борьбе с симптомами, если затронута сфера здоровья. Но
в подавляющем большинстве случаев все эти меры направлены на поиск внешних
возможностей и внешних воздействий и не фокусируют внимание сознания на
внутренних собственных состояниях, привычных личностных реакциях, вкусах и
предпочтениях личности в сложившейся системе мировоззрения.
Симптомы могут быть успешно смягчены, а конфликтные ситуации
в других сферах временно отложены, благодаря организационным решениям и
компромиссам. Между тем, суть назревшей проблемы, проявленной через болезнь
или конфликтную ситуацию в другой сфере жизни, остается без внимания сознания,
и человек не понимает истинных причин своей проявленной проблемы.
Так формируется знание жизненных ситуаций на основе
запоминания и использования возможностей людей и структур из внешнего мира,
которые могут оказать помощь. Происходит ли при этом развитие способностей
сознания человека, познает ли он суть жизненного процесса и причин, которые
приводят к проявившимся проблемам?
На наш взгляд, процессы познания и развития, основанные на
обретении знаний, запоминании, а также использования возможностей из внешнего
мира, зачастую не являются полноценными и завершенными и не обеспечивают
возможности ведения жизни человеком с опорой на собственный разум и развитие
его индивидуальных способностей.
Возможности разума обретаются человеком тогда, когда он
стремится вникать в суть жизненных задач и проблем, изучать их причины и
изучать свои знания об этих причинах, собственное понимание этого.
Когда человек
знакомится с новыми идеями, разум позволяет ему самостоятельно их применять в
конкретике своей жизни на основе своих рассуждений и выводов. Но понимание
физической сути новых идей возможно лишь при информационном обмене с другими
людьми и на те темы, которые уже рассматривались человеком. Он
должен пройти этап собственных рассуждений и выводов, обретения определенных
знаний, основ рассматриваемого вопроса. Лишь затем может выстраиваться полноценный информационный обмен,
когда восприятие информации, в основном, реализуется как смысловой процесс
размышлений и обмена логическими выводами и их основаниями.
Процессы взаиморазвития, обмена информацией и новыми идеями,
взглядами, размышлениями и выводами всегда составляли ядро процесса развития,
поскольку человек является социальной единицей по своей сути, организации
жизни и процессам реализации индивидуальных способностей разума.
В связи с этим, рассматривая свои представления о знаниях,
разумных решениях и идеях в каждой сфере жизни, человеку необходимо направлять
работу своей мысли в сторону изучения и понимания возможностей практического
применения новой идеи и перспективы ее использования. Если же он идет по пути
обретения просто знаний, не затрагивая физическую суть своего восприятия и
применения на практике в конкретных ситуациях новой информации, то процессы познания и развития заменяются
процессом накопления и хранения наиболее интересного и важного с точки зрения личности.
Здесь мы имеем дело с программами ИРБ, которые на уровне
системы мышления человека реализуют установку накопления запасов и безопасного
хранения всего обретенного с постоянным добиранием по максимуму доступного на
основе вкусов личности. Здесь следует подчеркнуть, что рефлекторное восприятие информации никогда не порождает интереса
разума к рассматриваемой проблеме. Человек, ведомый «всезнанием», с
высоты, якобы, своего продвинутого понимания никогда не ориентирует интереса
разума на вникание в физическую суть ситуации и анализ ее причин. Это связано с
тем, что по мере накопления и запоминания знаний и новых идей сам
информационный процесс вызывает состояние пресыщенности, поскольку ИРБ уже
ничем не удивишь, а в накопленных арсеналах могут находиться «истины в
последней инстанции».
Когда приобретенные ранее знания и представления не дают
оптимальных результатов и не могут в полной мере дать объяснения сути стоящей
проблемы и ее причин, то их необходимо переосмысливать. Причем даже небольшое
уточнение с учетом текущих реальных условий и обстоятельств дает результат,
позволяющий обрести более глубокое понимание и найти более экономичные решения.
Переосмысление данности (информация, знания, представления) должно происходить
до получения результата и завершения процесса деятельности. Всегда
проще всесторонне подготовить и осмыслить предстоящий процесс действий по
сравнению с неожиданными проявлениями проблем и накоплением отложенных ранее
значимых, но не решенных задач.
Осмысленность значимых процессов в понятиях и представлениях
человека, составляющих его мировоззрение, и задает возможность формирования
смысловой базы разума (СБР), которая не появляется просто так, а является
процессом изучения и понимания физической сути стоящих проблем и самого процесса
ведения жизни. Основа смысловой базы
закладывается в ходе размышлений человека, его изучения и понимания своих черт,
особенностей и их предысторий. Эта фаза саморазвития позволяет человеку
уже подготовленным вступать в информационный обмен и обеспечивать задачу
взаиморазвития.
И здесь целесообразно рассмотреть идею, связанную с
принципами реализации смысловой базы разума. Их суть заключается в том, что смысловая
работа сознания при получении новой идеи направлена в сторону перспективы ее
использования, практического применения в своей жизни, своих размышлениях и
выводах, принимаемых решениях.
Это важно отметить, поскольку ИРБ новую информацию
рассматривает как обретаемый запас, подлежащий запоминанию и хранению.
Вторым моментом является сам процесс смыслового восприятия
новой идеи. Для смысловой базы важен принцип взаимодополнения идей, теорий,
взглядов и концепций. Этот подход
отражает многообразие мира и предполагает необходимость, дополняя понятое
ранее, обновлять и переосмысливать все то, что ранее использовалось на
практике.
Принцип многообразия, понимание его физической сути, делает
человека гораздо терпимее ко всему тому, что может противоречить его знаниям и
представлениям, тому, чем он дорожит в своих убеждениях и мировоззрении. ИРБ
в воспринимаемом всегда ищет недостатки и «слабые» места. ИРБ стремится, в
обход сознания человека сравнивать воспринимаемую информацию с уже воспринятой
и накопленной. Новизна идеи,
какого-либо решения и взгляда на проблему при этом становится не понимаемой, не
воспринимаемой, что приводит к формированию реакций несогласия и отрицания, как
первичного отклика на информацию извне.
Это животная система, распространив свои принципы на
мышление человека, формирует отклик на основе рефлекторного восприятия.
Итак, ИРБ реализует программу самосохранения вплоть до
уровня системы мышления и памяти человека, когда не допускает информацию
извне, не совпадающую с накопленным запасом информации, с предпочтениями и
вкусами личности. Это подобно тому (на уровне животной системы) как в
накопленный мешок зерна высыпать не проверенную порцию, содержащую зерна иного
цвета.
ИРБ реализует в отношении информационного процесса
взаимодействия человека с окружающими состояния несогласия, а в более жестком
варианте неприятие и отрицание.
Поскольку первичный отклик всегда реализуется под
управлением ИРБ и составляет считанные секунды по сравнению с самим процессом
восприятия, то задача человека, занятого ведением жизни от сознания,
заключается в обретении навыка контроля первичного отклика и коррекции своих
внутренних состояний. Важно принять идею, что бессмысленно
дорожить накопленными знаниями до состояния неприятия новой информации. Разум,
как управляющая система, опирается на принцип единства и многообразия мира, где
взаимозависимость и взаимодополнение распространяются на все и имеют системную
организацию.
Это означает, что основополагающие данные и знания, новые
идеи, затрагивающие саму суть взаимодействия разума, процессов физиологической
жизни тела, являются платформой для процессов индивидуального,
самостоятельного мышления человека, познания им себя и окружающего мира.
Таким образом, от разума, управляющего процессом восприятия, не может
формироваться психофизическое состояние неприятия и отрицания. Процессы
познания обеспечивают разуму рассмотрение возможностей обоснованного применения
новой идеи, ее дополнение и развитие. Разум
не поклоняется одному, даже совершенному на текущий момент, знанию, а стремится
объединять, дополнять и развивать идеи, теории и взгляды в процессе реализуемой
деятельности.
Для жизненного процесса человека, его познания, значимой
является, среди прочего, информация об отношениях взрослых, их взглядах и
личностных реакциях на окружающий мир, вынесенная человеком из детства. Когда
человек начинает осмысливать проявления своей личности и своего мировоззрения,
важным этапом является, на наш взгляд, рассмотрение им процесса подражания
взрослым и обретения в результате этого конкретных черт и качеств характера.
Это важно для анализа собственных проявлений и правил, которыми руководствуется
человек, принимая решение. Весьма часто человек в детстве не мог терпеть
проявление определенных черт взрослых (иногда очень полезных и конструктивных).
Во взрослой же жизни он начинает проявлять те же черты в отношении окружающих
людей, собственных детей и т.п. Выделить и осмыслить такие проявления человек
способен в ходе более бесстрастного анализа проявления отношений взрослых и
собственных реакций. Это возможно, когда он использует равновесное внутреннее
состояние и рассматривает привычки и реакции в отношениях как бы со стороны,
наблюдая себя со стороны и чуть сверху для того, чтобы увидеть картину в целом.
Одна
из наиболее значимых закономерностей в жизни, которая реализуется личностью,
заключается во взаимосвязи между неприятием и категорическим отрицанием
чего-либо с обретением именно этого в проблемах основных сфер жизни.
Например, ребенок воспитывался в семье, где аккуратность,
точность и пунктуальность не только приветствовались, но и внедрялись в
виде настоятельного требования. Испытывая неприятие к таким методам и
проявлениям, ребенок, в то же время, обретал навык в ведении жизни, который
отвечал этим требованиям, но реализовывался не всегда осознанно. Во взрослой
жизни, как правило, этот человек начинает сталкиваться с противоположными
проявлениями, как в личной жизни, так и в деловой, профессиональной среде, как
будто бы притягивая к себе неаккуратных, безответственных и невнимательных
людей. Его восприятие таких людей часто конфликтно, разумную достаточность
в отношении значимых и важных вопросов и требований он реализовать не может, распространяя обретенные качества в виде
требований к окружающим. Со временем он начинает проявлять себя так же
с окружающими, как это делали взрослые по отношению к нему в его детстве. В
таких ситуациях есть над чем подумать, а главное – понятно, как нужно
рассматривать стоящую проблему в виде конфликтности отношений из-за
невнимательности и неаккуратности, неорганизованности и непунктуальности
окружающих.
|