При наличии
неопределенности, которая связана с недостатком информации, не своевременностью
информационной проработки стоящей проблемы, человек, управляемый установками
ИРБ, стремится восполнить нехватку информации за счет собственных знаний, опыта
и представлений в отношении существующей проблемы.
Готовность к
домысливанию целесообразно связывать, в целом, с рефлекторным мышлением,
установками ИРБ ожидать худшего или опираться на накопленный личный опыт и
представления личности человека. Когда человек находится в ожидании чего-то и
не подкрепляет это соответствующими действиями, организацией отношений,
согласованием, обоснованием возможностей того, что он ожидает, то формируется
ожидание результата в надежде на удачу и счастливый случай.
Ожидания в
надежде на удачу редко подкрепляются всесторонним обоснованием и изучением
возможности получения ожидаемого результата. Не понимая закономерностей
процессов в окружающем мире и не согласовывая свои действия и ожидания с
реальными возможностями и интересами окружающих, человек опирается на
собственные представления о случайном и удачном стечении обстоятельств.
Поскольку
управляющее действие ИРБ исключает предварительную подготовку своей
деятельности, анализ реальных возможностей получения результата, то и ожидания
этого результата сочетаются с реакциями тревоги, неуверенностью в правильности
принятых решений, сомнениями в их обоснованности и собственных возможностях.
Подобная картина свойственна человеку,
его внутренним состояниям, когда он не изучает и не познает мир и не понимает
того, что в нем все взаимосвязано, взаимообусловлено и протекающие процессы
имеют направленность и свои закономерности.
Не изучая и не
познавая эти закономерности и свои представления в отношении стоящих задач,
человек не понимает необходимости полноценной информационной проработки стоящих
вопросов, реальных возможностей для решения стоящих задач, а также самой необходимости ожидаемых им
результатов. В результате человек не имеет в своем распоряжении достаточного
объема фактической информации и собственного обоснования круга необходимого и
достаточного в каждой главной сфере его жизни. Отсутствие информации приводит к
замене смысловой работы сознания программами ИРБ, которые через личностные
взгляды и вкусы формируют стремление к окончательным результатам и выводам, к
доказательству собственной правоты, без формирования для этого логической
основы и выводов, отмахиваясь от реальных фактов и деталей, упущенных при
восприятии информации. Все это приводит к формированию избыточных состояний на основе тревожной готовности в ожидании
худшего или предвкушения в ожидании лучшего, совершенного.
При этом для
достижения лучшего и более совершенного не предпринимается никаких усилий, а смысловая
работа сознания может использоваться для рассмотрения личностных взглядов на
основе предпочтений и вкуса личности.
Смысловая работа
сознания в этом случае называется таковой условно, поскольку логика рассуждений выстраивается от не
реального факта или процесса, а от желаемого и домысленного. Такой уход
от реальности в ожиданиях и надеждах имеет мало общего со смысловой работой
сознания, пониманием необходимого и достаточного, пониманием реальных условий
для деятельности и реальных возможностей для получения результата.
На уровне
напряжений по мягким тканям носоглотки и у основания черепа можно выделить
напряжения мягкого неба в сочетании с «вытягиванием» шеи как бы в стремлении
достать губами и языком далеко (или высоко) расположенного вожделенного плода.
Тревожное ожидание, как состояние, отличается подъемом диафрагмы, сокращением
объема фазы вдоха и концентрацией внимания сознания на одном вопросе, теме,
задаче, с которыми связаны ожидание и предвкушение.
К причинам,
связанным с домысливанием и необоснованным ожиданием определенных результатов
без наличия на то веских причин, можно отнести и определенный личностный
комплекс, заложенный в мировоззрение. Он
связан с высокой информированностью человека, наличием практического опыта и
широких знаний вопроса в целом. При этом, как правило, внимание сознания
рассеяно, и человек упускает много существенных деталей в реальной ситуации.
Опираясь на
богатые знания и опыт, связанный с аналогичными ситуациями в прошлом, человек
может очень смело делать окончательные выводы и выстраивать от этих выводов
свои прогнозы и ожидания. Другая крайность, как зеркальное отражение, связана с
почти полной неинформированностью человека по рассматриваемому вопросу,
отсутствием навыка информационной проработки и информационного обмена с людьми
и нежеланием
разбираться в незнакомой ситуации.
Это означает
отсутствие смысловой базы, связанной с процессами размышления, анализа
информации и всесторонним обоснованием возможных результатов.
ИРБ в такой ситуации
предлагает взамен информационной работы сознания представления, достраивание
желаемого сценария развития событий без изучения и понимания значимых факторов,
которые влияют или могут повлиять на
результат. В
итоге человек формирует оторванное от реальности представление, вывод или
оценку, формирует ожидание и тревожность, блокируя способность сознания к
смысловой, информационной работе путем отбрасывания важной информации и
необходимых деталей, влияющих на весь процесс получения результата.
Как правило, человек «выстраивает домысливание»,
выхватывая на коротком интервале времени какой-то фрагмент ситуации или
проблемы. В конечном счете, неважно, слишком много он знает об этом
вопросе, или не знает почти ничего. Он начинает выстраивать свои предположения
и выводы, доводы и оценки, опираясь не на реальную информацию, а на
собственные умозаключения, не охватывающие в необходимом объеме значимые
факторы, которые могут повлиять на результат. В этом, на наш
взгляд, физическая суть домысливания, связанного с личностными представлениями
и правилами, которые человек сформировал на определенных этапах жизни и
неосознанно реализует в ходе восприятия информации и формирования оценок и
выводов.
Человек начинает действовать, опираясь на свои
домыслы, сталкивается с тем, что реальность не совпадает с тем, что он
предполагал. Отсюда - конфликтность с окружающими, разочарование, обида,
готовность отстаивать свою "правоту", свои права и т.д.
Примечание. Обсуждение путей решения проблемы
домысливания целесообразно полностью провести на форуме. |