Президент России Д. Медведев вновь призвал к
перестройке всей мировой финансовой системы. Но на этот раз конкретизировал:
перестройке такой, которая делала бы эту систему выгодной не только самым
развитым государствам, но и всем остальным. Что ж, не могу не согласиться с
обоснованностью такой постановки вопроса.
Правда, тут в комментарии к прошлой статье
кто-то сравнил меня с Дон-Кихотом? Но, согласитесь, если всерьёз, то моё
«дон-кихотство» – мелочь по сравнению с тем, что предложил самым сильным в этом
мире наш президент: взять, да и добровольно отказаться от эмиссионного дохода,
позволяющего осуществлять в колоссальных объёмах постоянный и реальный передел
всей мировой собственности в свою пользу. Неужто кто-то от такого добровольно
откажется?
Для нас же у проблемы несправедливости
финансовой системы есть два важнейших аспекта.
Аспект первый: мы своими действиями до сих пор
этой глобальной несправедливости препятствовали, как могли, или же, напротив,
способствовали и даже потворствовали?
Аспект второй: а внутри страны, в своей
собственной финансово-экономической системе, мы подобную несправедливость
как-то минимизируем или же, напротив, даём ей цвести ещё более пышным цветом,
нежели это происходит во всей мировой финансово-экономической системе?
Попробуем разобраться сначала с первым
аспектом.
На чём основана глобальная
несправедливость нынешней мировой финансовой системы? Всего лишь на трёх китах:
на отсутствии какого-либо иного всеобщего
торгового эквивалента, кроме того, который эмитируют самые развитые и
сильные, что заставляет менее развитых отдавать производимый реальный
продукт лишь за долговые обязательства более развитых; то есть, фактически
слабые и бедные вынуждены беспроцентно кредитовать богатых и сильных;
на открытости границ для перемещения капитала
туда, где условия для него лучше, то есть, на островки, создаваемые для
этого самыми развитыми и сильными – у них для этого, естественно, больше
возможностей; то есть, слабые и бедные опять кредитуют богатых и сильных;
на скрытом силовом принуждении к сохранению этого
статус-кво, в том числе, на возможности «экспорта нестабильности» туда,
откуда в противном случае может уменьшиться поток кредитных ресурсов в
пользу самых развитых и сильных.
И всё. Очень просто, понятно и
демократично. В том смысле, что всё, кроме, разумеется, последнего пункта (на
котором, как правило, не акцентируется внимание), происходит как бы само собой,
на основании свободного выбора свободных граждан и образуемых ими суверенных
государств. А если таков свободный выбор – так что же «перестраивать»? Если
вместо обвала мировой долларовой системы мы наблюдаем (правда, после целой
серии как бы случайно и независимо организованных девальваций других валют)
масштабный общемировой процесс перевода всех ресурсов в долларовую наличность,
которой теперь, вместо прежнего очевидного переизбытка, даже как будто стало не
хватать, что позволяет, образно говоря, запускать все долларовые печатные
станки в три смены, то что же и, главное, зачем сейчас «перестраивать»?
И получается, что, говоря о перестройке
мировой финансовой системы, хочешь или не хочешь, а надо говорить ещё и о
скрытой компоненте этой системы: о реальной независимости или, напротив,
зависимости правительств и центробанков суверенных государств, об авианосных
ударных группировках и самолётах-невидимках, о рыцарях плаща и кинжала, а также
о международных благотворительных фондах «за мир, дружбу и все хорошее…»…
Готовы ли мы всерьёз говорить именно об
этом на высокой международной арене? После знаменитой мюнхенской речи нашего
тогдашнего президента В. Путина казалось, что готовы. Но с тех пор уже утекло
много воды, а существенного продвижения в части содействия большей
независимости всех относительно слабых в этом мире от самых сильных, к
сожалению, пока не замечено.
Более того, как являлись мы – Россия –
прямо-таки образцом явно зависимой и очевидно не национально ориентированной
экономической политики, так этим образцом и остаёмся. На каком там мы месте в
мире по вложению наших ресурсов в казначейские обязательства США? То ли на
пятом, то ли на шестом, и это при том, что вся наша экономика по объёму – всего
менее трёх процентов мирового ВВП, а по содержательному наполнению экономики
(по высокотехнологичной продукции и продукции с высоким весом добавленной
стоимости) – так и менее процента…
Так кто же в этом мире преданнее всех
других поддерживает нынешнюю, действительно крайне несправедливую мировую
финансовую систему, если не мы, не нынешняя Россия?
Теперь перейдём к аспекту второму: а что
же у нас в этом смысле внутри страны? А внутри страны в весьма высокой степени
мы наблюдаем подобие того, что критикуем на общемировом уровне. А именно: там
мировая финансовая система построена как механизм перекачки реальных ресурсов
от бедных и слабых государств к государствам богатым и сильным; у нас же своя
собственная внутренняя финансовая, налоговая и таможенная системы построены как
точно такой же механизм, служащий исключительно одной цели – перекачке реальных
ресурсов от производящей экономики к экономике финансово-манипулятивной. Вечный
вопрос, который уместно повторять снова и снова: откуда у нашего Центробанка
такие гигантские (теперь уже в прошлом) – около семисот миллиардов долларов –
золотовалютные резервы? И для чего, если вся реальная экономика при этом
оказалась на голодном пайке? И зачем всего за полгода потратили почти половину
этих резервов на «спасение банковской системы», если эта система развитию
реального производства никоим образом не служит? Более того, если даже и после
всех «спасительных» мер, тем не менее, для бизнеса (в том числе, для малого, о
поддержке и защите которого столько заявлений) ни малейших гарантий сохранности
в банках даже минимума оборотных средств так и не появилось. Для гражданина,
который, специально обращаю внимание, не обязан класть свои деньги в банк,
такую защиту до семисот тысяч рублей ввели, но для предприятий, которые
государством принуждаются к хранению оборотных средств на банковских счетах –
ничего.
Но из «либеральных» кругов устами
известной «отвязной» журналистки популярной радиостанции запущена новая, как
они выражаются, «фишка»: оказывается, эти деньги потрачены на спасение не
банковский системы (в чём признавались даже и руководители нашего правительства
и Центробанка), а на поддержку «устаревших производств» реального сектора
экономики. И всё под соусом глубокомысленных рассуждений о том, что кризис –
«кондратьевский» (то есть, волновой спад, связанный с переходом к новому
технологическому укладу), а значит, все эти нынешние производства вообще в
будущем существовать не должны…
Что ж, о том, что подпитка
банковско-манипулятивного сектора у нас прикрывается «помощью реальному
сектору» (начиная с известной сказки о якобы непробиваемых «тромбах» и заканчивая
нынешним субсидированием процентной ставки при покупке автомобилей), я пишу
чуть ли не в каждой статье, включая и последнюю, предшествовавшую этой. Но
вброс в массовое общественное сознание, да ещё и через радиостанцию,
принадлежащую крупнейшей полугосударственной монополии, идеи о необходимости
добить всё прежнее «устаревшее» производство (идеи, ещё и таким образом как
будто освящённой именем великого русского экономиста Кондратьева), заслуживает
особого внимания – как один из важных элементов продолжения той самой крайне
несправедливой игры в одни (в наши) ворота, о которой мы сейчас говорим.
А ведь я хорошо знаком с одним из наиболее
известных у нас сторонников взгляда на нынешний кризис как, в том числе, на
проявление кондратьевских длинных волн в экономике, как на следствие исчерпания
самого себя прежним технологическим укладом – я имею в виду академика С.Ю.
Глазьева. Но очень важно обратить внимание: и в его концепции всё производства
«ядра» нового нарождающегося технологического уклада (нанотехнологии,
биоинженерия и т.п.) окружены так называемыми «несущими» технологиями,
доставшимися нам из прежнего технологического уклада (авиастроение,
судостроение, точное машиностроение, нефтехимия, сельское хозяйство и т.п.). И,
добавлю уже от себя: технологиями, нами в высокой степени утерянными. А без
них, без востребования развитыми несущими технологиями и соответствующими
производствами элементов и продуктов нового технологического уклада мы можем
получить лишь очередной отрыв от реальности и бессмысленное вложение гигантских
ресурсов в то, что востребовано и использовано будет отнюдь не нами и не у нас…
Так, может быть, если не «прежде, чем», то
хотя бы параллельно с предложением о реформировании мировой финансовой системы
чуть-чуть озаботиться и направленностью и степенью эффективности своей
собственной, российской финансовой системы? В частности, поставить вопрос о
том, что не «невидимая рука рынка», а вполне заметное государственное
принуждение заставляет предприятия реального сектора экономики нести все свои
денежные средства, включая оборотные, в лапы к ростовщику, да ещё и к
ростовщику с весьма ограниченной ответственностью.
Вы спросите: а как же тогда контролировать
финансовые операции? Но ответ очевиден: отделить действительно кровеносную
систему – финансово проводящую от системы отсасывания соков и накопления жира –
от системы ростовщической. И тогда всё становится ясно. И выяснится, что даже
построение такой новой финансово-проводящей системы с нуля стоит
многократно меньше, чем сейчас потрачено на спасение якобы «кровеносной
системы» экономики, но на самом деле – на поддержание и подпитывание за наш с
вами счёт ростовщика…
Давайте хоть чуть-чуть задумаемся: можно
бесконечно искать те или иные частные дефектики в мировой финансовой системе и
их корректировать (до следующего глобального кризиса), но если целая мировая
религия, доля приверженцев которой во всём мире неуклонно возрастает,
построена, в том числе, на жёстком и категорическом отрицании ростовщичества
как безусловного зла, неправедно отнимающего чужие ресурсы и загоняющего людей
в рабство, может быть, в этом что-то есть?
У нас же парадокс. Сначала Президент Д.
Медведев, а теперь ещё и мэр Москвы Ю. Лужков жёстко ограничили и запретили
всякие проверки малого бизнеса – тем самым они признали, что чиновник в нашей
не административной, а давайте смотреть правде в глаза –
государственно-политической системе как-то не очень хорошо и с пользой для дела
эти проверки осуществлял. Но тут же возникает вопрос: если чиновник не справляется
с проверками малого бизнеса, то почему ему тут же можно доверять, например,
организацию единого госэкзамена для школьников и абитуриентов по всей стране
(посмотрите на эти задания вкупе с запретом на их оспаривание – и сразу сами
всё поймете)? И, тем более, почему ему можно доверять осуществление глобального
финансового регулирования в стране и управление денежными ресурсами в масштабе
в несколько годовых федеральных бюджетов (резервы Центробанка) – или это менее
ответственные задачи? Или их решение более публично и легче проверяемо
обществом? Вопросы абсолютно риторические, и ответы на них очевидны.
Как не вспомнить, что в бытность мою
зампредом Счётной палаты мы столкнулись с тем, что на результаты проверки
Центробанка, не содержавшие никакой охраняемой законом тайны, тогдашний
председатель ЦБ Геращенко, которому документы (в соответствии с действовавшей
процедурой) были направлены лишь для ознакомления, взял да и поставил гриф
«секретно» – пришлось Счётной палате судиться с Центробанком…
Или, может быть, кто-то полагает, что
чиновник, проверяющий ларьки – это одно, а сотрудник или руководитель
Центробанка (как бы Центробанк лицемерно ни назывался «учреждением» вместо
органа государственной власти) – нечто совсем другое? Таких наивных, надеюсь,
нет?
Таким образом, мы, отдельные российские
экономисты и публицисты (с некоторым опытом и государственной деятельности)
всем сердцем поддерживаем инициативы нашей власти в сфере придания большей
справедливости всей мировой финансовой системе, но очень просим начать всё-таки
с себя, с российской финансово-экономической системы.
Мы также всей душой поддерживаем
инициативы в сфере ограничения произвола чиновников в отношении малого бизнеса
(хотя конкретное решение мне лично кажется чрезвычайно упрощённым – буквально,
на уровне отказа от борьбы), но очень просим внимательно отнестись и к вопросу
о произволе в отношении всего реального сектора нашей национальной экономики и
со стороны наших финансовых властей. Правда, здесь такого же простого решения –
на уровне запретить Центробанку и Минфину вообще что бы то ни было накапливать,
регулировать и контролировать – явно не просматривается…
А пока приходится признать, что мы –
инициаторы радикальных и коренных изменений в мировой финансовой системе – сами
пока не более чем край непуганых ростовщиков.
И, возвращаясь к прежней статье и реагируя
на некоторые отклики на неё, мы – край абсолютно распоясавшихся
недропользователей, которым на стратегические интересы государства абсолютно
наплевать. При этом я отнюдь не против предлагавшейся всегда коммунистами, а
теперь и мэром Москвы (в этом случае – временной) национализации крупных
сырьевых корпораций. Но тогда государству придётся принять на себя весь их
корпоративный долг как суверенный долг государства. Если нет другого выхода, то
и это можно сделать. Но зачем, если другой выход есть?
Повторю – для тех, кто, может быть, не
вполне понял и даже сравнил чуть ли не с «яблочной» идеологией, или опасается,
что неправильно поймут другие. В отличие от собственности на частное
высокотехнологичное предприятие, владеющее патентами, научными и
конструкторскими кадрами, проектной документацией и основными фондами,
собственность на добывающую компанию в цивилизованном государстве сводится до
уровня полной зависимости от требований государства по безусловному выполнению
взятых на себя в соответствии с лицензией обязательств, в том числе, по
финансированию (если уж получили лицензию, то уж, будьте добры, средства сами
изыщите) и порядку ведения работ. В отличие от того, что лоббировали у нас в
90-е транснациональные корпорации, госдепартамент США, нынешний украинский
«герой» (тогда – наш премьер) Черномырдин и моя тогдашняя партия «Яблоко»
(из-за чего я и вынужден был из неё выйти) – долгосрочных (на 30 и более лет)
соглашений о разделе продукции, заключая которые можно было отступать от любого
российского закона (как это и произошло на Сахалине), да еще и по условиям
которых Россия была бы не вправе регулировать поток сырья за рубеж (коротко – в
отличие от того, что внедряется сейчас американцами в оккупированном Ираке),
действующий лицензионный порядок предусматривает исчерпывающие возможности
воздействия государства на недропользователя вплоть до изъятия лицензии.
А кому будет нужен какой-нибудь даже
«Лукойл» или «Норильский никель», если у новых собственников, при их
ненадлежащем поведении, отнимут лицензии? Останется пустышка, а работой на
соответствующих месторождениях тут же займутся другие – те, кто получит
лицензию.
Таким образом, я не предлагаю срочно всё
раздать на условиях тех, что есть сейчас – ни в коем случае. Я предлагаю
сначала изменить условия – при нынешних темпах корректировки Конституции это
(действительно жизненно необходимое) можно сделать менее чем за месяц – никого
обанкротить за это время точно ещё не успеют. Сначала навести порядок в
госрегулировании сферы недропользования, включая введение контроля (и
ограничения, чего сейчас нет) за экспортом природных ресурсов (и т.п. – всё,
что перечислено в предыдущей статье), а также принять пакет законов,
возвращающих сферу нефтегазового сервиса как стратегическую под полный
госконтроль (а сам процесс возврата может и растянуться на два-три года), после
чего владение добывающей компанией становится фактически не более чем правом и
одновременно жёсткой обязанностью проинвестировать свои деньги в точно
определённое дело и получить свою регламентированную прибыль в пределах квот на
поставки сырья за рубеж; на внутреннем же рынке – не ограниченно (при условии
обеспечения госрегулированием квот на экспорт существенного превышения
предложения на внутреннем рынке над спросом – без чего, как известно,
свободного рынка не бывает). И всё. Не либерально? Абсолютно. Но зато, вы
удивитесь, потрясающе эффективно. В этом случае, и это важно понимать,
добывающие предприятия перестают быть стратегическими (от них мало что
зависит), и тогда какая нам с вами разница, кто у них собственник?
Конечно, найдутся аргументы в пользу того,
что лучше всё-таки всё сейчас национализировать, но какова цена? Если это можно
сделать бесплатно, то я не против. Аналогично и с их долгами: если ради
сохранения собственности на добывающие компании за Россией надо отдать
кредиторам компаний несколько сотен миллиардов долларов, то, с моей точки
зрения, эти деньги мы можем и должны потратить более разумно. При том, что
ввести то регулирование недропользования и экспорта сырья, о котором я говорил
выше (и подробнее в предыдущей статье) – в любом случае жизненно необходимо.
Все очень точно. Относительно утерянных технологий могу добавить, что есть такое понятие "точка невозврата". То, что создавалось в оборонных отраслях ведущих стран мира, обязательно находило путь реализации в гражданском секторе. Это не "тупая" конверсия времен 90-х в РФ, это государственная программа. Такое применение разработок и их адаптация позволили ведущим корпорациям накопить сил для дополнительных вливаний в разработки новых технологических идей. Если подготовка проекта занимает более 2-х лет, то финансирование обеспечивается через заказ государства. Это скрытая форма господдержки наукоемких направлений. Болдырев абсолютно прав, при той финансовой политике в РФ, которая есть сейчас, наиболее выгодной останется только продажа недр. Осталось немного времени.