Стратеги Пентагона прекрасно осведомлены о ключевой роли военной пропаганды. Откровенное искажение правды и манипуляция источниками информации — неотъемлемая часть военных планов. После 11 сентября 2001 года министр обороны США Дональд Рамсфельд создал Офис стратегического влияния (ОСВ), или, как назвали его критики, «Офис дезинформации», с целью влиять на мировое общественное мнение. Затем, после появления разоблачительных статей, что ОСВ распространял преднамеренную ложь, чтобы продвигать американские интересы, ОСВ формально закрыли. Однако кампания дезинформации продолжалась.
Через несколько месяцев после расформирования ОСВ газета «Нью-Йорк таймс» подтвердила, что эта кампания идет полным ходом и что Пентагон готовил секретную директиву о тайных операциях для воздействия на общественное мнение и политиков в дружественных и нейтральных странах». В тесном союзе с Пентагоном и ЦРУ свои органы пропаганды создал госдепартамент для обеспечения моральной опоры для американского лидерства в мире.
Воздействие на общественное мнение в США и по всему миру — важная часть подготовки к вторжению в Ирак. Цель — утопить в словах реальные причины и последствия войны. Реальности выворачиваются наизнанку. Акты войны изображаются как «гуманитарная интервенция», направленная на «восстановление демократии», а оккупация и убийство гражданских лиц — как «миротворчество». Для поддержки войны эти «фабрикуемые реальности», направляемые ежедневно в информационные агентства, должны превратиться в «несомненную правду». В этом смысле крупные СМИ, хотя они независимы от военно-разведывательного аппарата, становятся инструментом создаваемой тоталитарной системы.
Роль ЦРУ
Самым мощным звеном кампании запугивания и дезинформации является ЦРУ, которое тайно оплачивает авторов, журналистов и критиков через сеть частных фондов и организаций, находящихся под его контролем. ЦРУ влияет и на тематику голливудских постановок. После 11 сентября треть всех голливудских фильмов — фильмы о войне. Голливуд сотрудничает с ЦРУ и военными, создавая видимость терактов, которые якобы могли бы иметь место в реальной жизни.
Дезинформация регулярно внедряется агентами ЦРУ в крупнейшие ежедневные газеты, журналы и на телеканалы. Для создания «фальшивых историй» используются фирмы, занимающиеся общественными связями. «Несколько корреспондентов, имеющих хорошие связи, предоставляют основную массу информации, которая получает освещение в нескольких ведущих газетах, телеканалах и информационных агентствах. Так создается «официальная реальность», запрограммированная теми, кто фактически управляет новостными каналами».
Доктрина «самообороны»
Перед вторжением в Ирак пропагандистская кампания была направлена на поддержание мифа, что «Америка находится под угрозой». Эта «фабрикуемая реальность», распространяемая через основные СМИ и через Интернет, изображает войну как законный акт самообороны, создает иллюзию законности ведения этой войны, тщательно скрывая ее истинные стратегические и экономические цели.
Эта «официальная реальность», формулируемая в речах Буша, опирается на концепции «упреждающей войны», «войны в защиту свободы», «войны с терроризмом», создающие основу пропагандистской кампании Пентагона. Цель — изобразить «упреждающие» военные действия как акт самозащиты против «государств-изгоев» и «исламских террористов».
Согласно «Национальной стратегии безопасности», «война против международного терроризма — это глобальное мероприятие неопределенной продолжительности. Америка будет действовать против подобных угроз еще до того, как они окончательно сформируются. «Государства-изгои и террористы» опираются на акты террора и (в потенциале) на использование ОМП. Целями таких атак являются наши вооруженные силы и наше гражданское население. Это прямое нарушение общепринятых законов войны. Как показали огромные потери 11 сентября 2001 года, массовые гражданские жертвы — основная задача террористов. США сохраняют за собой возможность упреждающих действий, чтобы противостоять угрозе нашей безопасности. Чем сильнее угроза, тем сильнее риск бездействия и более убедительной является необходимость принятия упреждающих действий, чтобы защищать себя».
Продвижение дезинформации в новостные каналы
Как ведется военная пропаганда? В новостные каналы ежедневно вбрасываются сообщения, использующие простые и броские формулировки. Некоторые из сообщений о возможных терактах откровенно фабрикуются разведслужбами.
«Аль-Каида» Усамы бен Ладена упоминается в большинстве сообщений о «войне против терроризма», включая «возможные», «будущие», «предполагаемые» и действительные теракты. С другой стороны, очень редко упоминается, что «Аль-Каида» является порождением ЦРУ, используемым для секретных операций.
Заявления СМИ об оружии массового поражения (ОМП) используются для оправдания упреждающей войны против «государств — спонсоров терроризма», таких, как Ирак, Иран, Северная Корея. В случае с Ираком хорошо зафиксирован тот факт, что большая часть новостей по ОМП и биологическим атакам сфабрикована.
«ОМП», «Аль-Каида» и «Усама бен Ладен» — повторяемые практически в каждом выпуске новостей — становятся догмой. Они становятся частью повседневных разговоров между гражданами, проникают в сознание простых людей, формируя их представление о событиях. Это лишает людей способности понимать причины и последствия завоевательной войны в Ираке и одновременно предоставляет простое и убедительное оправдание «самообороны. Через обман и манипуляцию идет формирование мышления всего населения. Это создает за фасадом демократии основу для возникновения полицейского государства. Вот показательная выдержка:
«Северная Корея признала, что она лгала, и сейчас снова начала открыто продвигать свою ядерную программу. Ирак почти очевидно также лгал на эту тему, но не признается в этом. Между тем «Аль-Каида», хотя и рассеяна, остается таинственной угрожающей силой и вместе с другими террористическими группами является потенциальным получателем смертоносного вооружения из Ирака и Северной Кореи».
Фабрикация противника
Одна из главных целей военной пропаганды — «сфабриковать противника». С ростом антивоенных настроений и по мере того, как поддержка Буша падает, сомнения в существовании этого «внешнего врага» должны быть рассеяны. Враг должен выглядеть настоящим: в новостные каналы вбрасываются тысячи сообщений и статей, связывающих «Аль-Каиду» с багдадским правительством. Ирак как бы походя изображается как «рай и поставщик для террористов».
Одновременно в США резко усилились «антитеррористические операции» против мусульман, включая массовые аресты. В США на случай войны готовятся и чрезвычайные меры. СМИ заняты активной подготовкой общественного мнения. «Чрезвычайное положение», как утверждают, оправданно, ибо Америка находится под угрозой. «Америка и Запад должны быть подготовлены к ответной атаке ныне дремлющих ячеек в ту же секунду, как только мы начнем нападение на Ирак».
В США идет подготовка к обязательной вакцинации против оспы. Эта программа (предмет интенсивной пропаганды) начата с единственной целью — создать атмосферу страха среди населения. Утверждается, что «несколько зараженных людей, имеющих авиабилеты или билеты на автобусы, могут распространить заражение оспой по всей стране, вызывая эпидемию в широких масштабах. Не исключено, что Северная Корея или Ирак по-прежнему сохраняет оспу в секретных лабораториях и передает это опаснейшее средство террористам».
Скрытая цель совершенно ясна. Она — в дискредитации антивоенного движения, создании условий, которые вызывают страх и ненависть, в изображении правителей как «защитников мира», преданных борьбе за искоренение терроризма и сохранение демократии».
Массовые аресты людей ближневосточного происхождения после 11 сентября 2001 года по подтасованным обвинениям вызваны не соображениями безопасности. Основная цель — подтвердить достоверность кампании пропаганды и запугивания. Каждый арест, широко освещаемый в СМИ и повторяемый изо дня в день, показывает лицо этого невидимого врага. Это также помогает утаить тот факт, что «Аль-Каида» является порождением ЦРУ. «Враг № 1» является не врагом, а инструментом.
Пропагандистская кампания выполняет две важные функции. Во-первых, она должна обеспечить, чтобы противник выглядел как реальная угроза. Во-вторых, она должна искажать правду. Она должна замаскировать отношения между «фабрикуемым противником» и теми, кто его породил в разведслужбе. Другими словами, происхождение «Аль-Каиды» и исламистских бригад в ходе советско-афганской войны должно быть скрыто. Ибо если это станет известно широкой публике, то законность «войны против терроризма» развалится как карточный дом.
16 мая 2002 года нью-йорские газеты опубликовали статьи о том, что Буш был предупрежден о возможном захвате самолетов и ничего не сделал по этому поводу. Впервые с 11 сентября «большая» американская пресса намекнула на возможность укрывательства в высших эшелонах власти США. Агент ФБР Колин Ролли играла ключевую роль в начале кризиса. Ее меморандум директору ФБР Р. Миллеру указывал на существование «преднамеренных препятствий расследованию атак 11 сентября».
В ответ на назревающий кризис кампания запугивания и дезинформации пошла по нарастающей. Новостные каналы были вдруг заполнены сообщениями и предупреждениями о грядущих терактах. Заявления вице-президента Дика Чейни способствовали созданию необходимой общей атмосферы: «Я думаю, что атаки на США возможны в очень высокой степени. Это может случиться завтра, это может случиться на следующей неделе или в следующем году. И мы должны быть готовы». Слова Чейни означали, что созданный нами же «разведывательный помощник» вновь собирается нанести удар. Хотя если это «порождение ЦРУ» планировало новые теракты, ЦРУ должно было бы первым узнать об этом.
Выявляются закономерности пропагандистской кампании. Аналогичные сообщения одновременно появляются в сотнях статей. Они говорят о «надежных источниках», о «растущем числе доказательств», исходящих от правительства, разведки или ФБР. Они неизменно указывают на то, что вовлеченные в теракт группы связаны с бен Ладеном или «Аль-Каидой». Сообщения часто указывают на возможность терактов «рано или поздно» или «в течение ближайших двух месяцев».
В статьях часто поднимают вопрос о «мягких целях», указывая на возможность жертв среди мирного населения. По недавнему сообщению госдепартамента США: «Усиленные меры безопасности в правительственных зданиях привели к тому, что террористы ищут «мягкие цели», такие, как клубы, рестораны, церкви, гостиницы, школы, курорты, пляжи и самолеты». Сообщается, что теракты могут произойти в дружественных странах (включая Англию, Францию, Германию), в которых общественное мнение против возглавляемой США «войны с терроризмом». Это подтверждает необходимость предупреждающих действий США и их союзников против террористов и правительств, их поддерживающих
В сообщениях часто указывается на возможность того, что эти группы обладают биологическим, химическим и ядерным оружием. Упоминается об их связи с Ираком и «государствами-париями». Сообщается об усилиях, предпринимаемых властями, чтобы задержать мнимых террористов. Арестованные, как правило, выходцы с Ближнего Востока. Эти сообщения печати служат оправданием для законодательства о внутренней безопасности США, указывая на национальность подозреваемых террористов и объясняя необходимость их массовых арестов.
(Продолжение следует.)
Майкл Хоссудовски, профессор экономики Университета Оттавы.
Я вчера слушала передачу о том, что конструкции башен-близнецов могли быть так сложены, как карточные дома, нет от попадания в них самолетов-смертников, а от заложенной в них взрывчатки, места закладывания которых рассчитаны точным инженерным методом, аналогичным как у нас взрывают дома под снос, чтобы было как можно меньше повреждений вокруг. А самолеты нужны были именно для той пропаганды, о которой написано в этой статье.