То ли время действительно ускоряется, то ли я слишком много времени
и внимания посвятил одной теме, но событий, требующих хотя бы
минимального комментария, накопилось множество. Это и исторические
годовщины, и события дней сегодняшних - голосование в ПАСЕ по вопросу о
лишении российской делегации права голоса на этом форуме, и, конечно,
отчет Ростехнадзора о причинах аварии на Саяно-Шушенской ГЭС…
Прежде всего, стоит отметить 60-летие КНР, к которому эта страна
подошла не только сильной и собранной, но и, безусловно, самой
перспективной. Для сравнения: 60-летие Октябрьской революции в России –
1977 год, 60-летие создания СССР – 1982-й. Конечно, ни о каком развале
СССР тогда и речи не было. Более того, был достигнут стратегический
ядерный паритет с США (которого в полном объеме у Китая с США до сих
пор нет). Но всякий, кто жил в нашей стране в то время, видел, что
далеко не все благополучно. И главное: перспектива и наша способность к
лидерству стремительно утрачивались. Вопрос о том, почему так
происходило, имеет множество ответов, в том числе, весьма
идеологизированных. Но содержательное зерно можно свести к одному: были
утрачены необходимые как коллективные, так и индивидуальные смыслы и
стимулы, включая и весь объем необходимых в любой эффективной системе
управления «кнутов» и «пряников». На всех уровнях «страх божий» и
сопричастность к общему делу уходили в прошлое, а сладкую морковку
перед носом упорно не вешали. И шутка, что «они делают вид, что платят
нам за работу, а мы делаем вид, что работаем…» родилась тогда не на
пустом месте. Причем, понятно, эта шутка не могла относиться ни к
шахтеру, ни к сталевару, ни к командиру подводной лодки, ни к врачу
скорой помощи и т.п., но к значительной части гуманитарной и, частично,
даже и научно-технической интеллигенции, а также управленческому
аппарату, это относилось всерьез. И это действовало на мозги –
общественное мнение-то кто формировал? Такие стратегические
организационно-управленческие ошибки история не прощает. И нам не
простила.
Что ж, остается искренне поздравить китайским коллег по жизни на
планете, пожелать им и далее следовать собственным курсом, а в будущем,
когда, не исключено, их мощь станет и почти безальтернативной, быть
достаточно мудрыми и ответственными, чтобы мир благодарил их, а не
проклинал.
А теперь к нашим делам. Доклад международных экспертов о причинах и
обстоятельствах годичной давности военного конфликта в Южной Осетии
практически совпал с голосованием в ПАСЕ по вопросу о лишении
российской делегации права голоса на этом форуме. Признание в докладе,
пусть и с годичным опозданием, факта, что войну начала Грузия, а также
непринятие решения о лишении российской делегации права голоса всерьез
представлены в наших СМИ как дипломатические победы. Рискну утверждать,
что это не вполне верная и обоснованная трактовка событий.
Прежде всего, а на что же ушел целый год? Кроме того, для западного
общественного мнения важно не то, что написано в докладе, но то, как
это преподнесено в массовых СМИ, но здесь никакого чуда не произошло.
Более того, в докладе раздается «всем сестрам по серьгам», и, с точки
зрения воздействия на западное общественное мнение, ни сам доклад, ни
его трактовки и интерпретации в западных СМИ, как мы можем видеть,
никакого радикального прорыва не создают. А если так, то в чем же
выдающаяся дипломатическая победа?
Еще интереснее с историей об очередной попытке лишения российской
делегации права голоса в ПАСЕ и нашей «победой» здесь. Возникает
естественный вопрос: а что это за организация такая, призванная судить
и оценивать наши действия? Это что – ООН или какой-либо общепризнанный
суд при ООН? Зачем мы вообще, да еще и за свои немалые деньги,
принимаем участие в работе непонятной организации, в которой всерьез,
причем не в первый раз, ставится вопрос о праве голоса нашей делегации?
Сторонники «интеграции» тут же отвечают, что нет, ни в коем случае
уходить из ПАСЕ нельзя, это, мол, важная переговорная площадка. И тут
ловлю на слове: если «переговорная», то разве допустимы в принципе
переговоры, на которых одна сторона регулярно перед самым началом,
когда уже все собрались, начинает обсуждать вопрос о том, допускать ли
до участия в переговорах другую сторону? Можно ли себе представить,
чтобы какие-то важные переговоры, например, между СССР и США по
вопросам разоружения, велись бы с периодическим рассмотрением уже в
ходе переговоров американской стороной всерьез вопроса о том, давать
нам слово или нет, да еще и с заранее непредсказуемым результатом?
Абсурд. Но разве не абсурд ныне происходящее в ПАСЕ?
Позиция всякого уважающего себя и свой народ государства должна быть
безусловной: переговорная площадка, на которой регулярно ставится
вопрос о возможной дискриминации делегации этого государства, да еще и
не чисто формально, а реально, с непредсказуемым каждый раз результатом
– не наша площадка. В этом в принципе нельзя участвовать.
Мне скажут: аналогия неверна, так как это не двусторонние переговоры
(мы и они), а «широкий диалог», где мы – не напротив за переговорным
столом, а внутри единого дискутирующего сообщества. Если так, спешу
поздравить.
А если всерьез, то, во-первых, надо четко разделять площадки
переговорные и дискуссионные. На последние пусть ездят вольные и
невольные (официозные) мыслители. Переговоры же – дело серьезное и
ответственное. И, что немаловажно, протокольное. То есть, стороны,
заинтересованные в успехе переговоров, заранее договариваются о
взаимоприемлемом формате. Но неужто регулярные голосования о том,
разрешать нашим открывать рот или же позволить держать открытыми только
уши, является для нас приемлемым форматом?
И, во-вторых, здесь не должно быть никаких иллюзий. Мы – не внутри.
Мы не в НАТО. Мы – не в ЕС. Так с чего вдруг мы должны быть «внутри» на
равных в некоей организации, где практически все остальные – вместе,
изначально сплочены, а мы – отдельно? И пусть непринятие резолюции о
лишении нас права слова в ПАСЕ никого не вводит в заблуждение: дело не
в том, что кто-то согласен с нашей правотой, но просто для многих
сейчас не время нас от этой организации окончательно отключить. Но
вполне время предварительно поунижать, подержать на коротком поводке, а
для западного общественного мнения (о котором мы так заботимся и на
фронте борьбы за которое мы, якобы, одерживаем выдающиеся победы) еще и
помусолить вопрос о том, достойна ли Россия того, чтобы сидеть в ПАСЕ
за одним столом с настоящими представителями европейской цивилизации...
Другой доклад, с моей точки зрения, представляет для нас существенно
больший интерес – отчет Ростехнадзора о причинах аварии на
Саяно-Шушенской ГЭС.
Много интересного мы узнали. Например, о предшествовавшем пожаре на
Братской ГЭС, в результате которого системный оператор полностью
потерял связь с Братской ГЭС и вынужден был всю нагрузку перебросить на
уже фактически находившуюся в аварийном состоянии ГЭС Саяно-Шушенскую…
Представляте, в каком веке живем, как в мире и стране со связью плохо,
если даже связь между мощнейшей Братской ГЭС и системным оператором так
легко разорвать? Тут очевидно: никакой Бен-Ладен не нужен – само все
сыпется…
Впечатляет и история с шестью шпильками (из сорока девяти), на
которых гайки вообще не были завернуты. Нас, конечно, специалисты тут
же заверили, что гайки могли открутиться от вибрации, но тогда сразу
два вопроса. Первый: а разве элементарные фиксаторы гаек,
предусмотренные и во многих машинах и механизмах, куда менее
ответственных, там предусмотрены не были? И второй: какой столь
очевидно аварийной, да еще и как долго должна была быть вибрация, чтобы
из сорока девяти шесть гаек могли взять да и отвернуться сами?
И, конечно, вывод ремонтных рабочих из штата ГЭС, да еще и с
последующим поручением ремонта агрегатов компаниям, прямо связанным с
руководителями ГЭС. Но здесь чему удивляться – а разве у нас теперь
где-то кто-то делает иначе? И что – все это без высочайшего разрешения?
А главный распределитель между банками денег, выделяемых формально
на «развитие нанотехнологий», демонстрирует небывалое мужество –
заявляет, что принимает на себя ответственность за все свои действия в
период руководства российской электроэнергетикой. Но с оговоркой: ГЭС в
начале двухтысячных все равно надо было вводить в эксплуатацию. У меня
же возникает нескромный вопрос: почему надо? Ведь как критиковали
советскую систему – за приписки, за сдачу с недоделками, но там хотя бы
было надо для обороноспособности. Теперь же – зачем вдруг
потребовалось? А ведь ответ известен: чтобы, продавая электроэнергию
дешевле, чем другим потребителям, обеспечить сверхприбыли хозяевам
алюминиевых комбинатов…
И очередное «обнадеживающее» сообщение: будут строить мощную ЛЭП для
связи Сибирского и Уральского бассейнов и объединения их в единую
энергосистему. Замечательно, если кто совсем ничего не знает или не
помнит, так можно записать и в инновации…
Стоит напомнить, что такая связь была, но ее целенаправленно
разрушили. Надо ли восстановить? Разумеется, но экономически наиболее
оправдано ее восстановление, прежде всего, как и было раньше – через
Казахстан, что дополнительно содействовало бы реальной интеграции наших
экономик. К сожалению, о подобном проекте пока ничего не слышно…
И, наконец, к годовщине объединения Германии. Двадцать лет назад
решился «германский вопрос». Различным аспектам этих событий СМИ
уделили достаточно внимания, но мне представляется самым важным для нас
одно: есть ли здесь какая-то аналогия с русским вопросом и,
соответственно, необходимостью его решения?
Действительно, неужто Бавария чем-то ближе к Саксонии, чем
Ярославская область к Харьковской? Разумеется, нет. Но есть два
существенных фактора.
Первый – национальное сомоощущение. Казалось бы, здесь все не в нашу
пользу. Но не стоит посыпать голову пеплом - стоит помнить, что,
несмотря на «Песню всех немцев», тем не менее, многие баварцы до сих
пор считают себя именно баварцами, а не немцами. То есть, наличие на
Украине и в Белоруссии тех, кто не считает себя единым с нами народом,
вовсе не является непреодолимым препятствием. Вопрос здесь другой –
качественный и уже затем количественный. А именно: являются ли те, кто
за решение в будущем русского вопроса путем в конечном счете вновь
объединения России, Украины и Белоруссии в единое государство, самыми
сильными, самыми активными, самыми авторитетными и влиятельными в наших
странах?
Фактор второй: если «ключи» от решения германского вопроса «лежали в
Кремле», то есть, находились в руках СССР, то где лежат ключи от
решения русского вопроса? В чьих руках решение? Можно предположить, что
эти ключи в США и ЕС, но верно это лишь до тех пор, пока для
большинства украинцев, да, к сожалению, теперь и для многих белорусов,
Европа и евроатлантическая цивилизация, как экономическая и культурная
среда, являются более притягательными, нежели наши пенаты – со всем
нашим «откатингом» как нормой жизни, концами и прибылями в оффшорах и
проистекающей из этого полной безответственностью, зримым проявлением
чего и явилась нынешняя авария на Саяно-Шушенской ГЭС, а также
покрывающей все это политической «вертикалью».
Можем ли мы предложить не только нашим братьям, но и самим себе
какую-то достойную альтернативу? Об этом приходилось говорить
неоднократно: альтернатива сегодня равно – и на Западе, и на Востоке. В
том смысле, что ключевые механизмы и рычаги – едины. Более того, вполне
наблюдаемы и компенсаторные механизмы. Например: в Европе, в отличие от
США, нет смертной казни ни за масштабные экономические преступления, ни
за государственную измену. Но зато и экономика в Европе существенно
менее либеральная, чем в США, а деятельность должностных лиц и
руководителей, как правило, более жестко зарегламентированная. В Китае
же проблемы и нынешние масштабы преобразований несопоставимо
грандиознее всего, что происходит сейчас в евроатлантическом
сообществе, плюс вынужденное противостояние с пока еще самыми сильными
в мире – тем же самым евроатлантическим миром. И потому, естественно,
еще более жесткие механизмы контроля и санкции за нарушения, нежели
даже в США. Что в этом смысле у нас, известно – полная неадекватность
полномочий и ответственности на всех уровнях…
И уместно задаться еще одним вопросом: так выходит ли Россия из
кризиса, как нам об этом бодро докладывают? Если и выходит, то, к
сожалению, туда же, откуда в него благополучно (сначала даже и не
осознавая этого) вошла, точнее, неожиданно для себя, буквально,
ввалилась. Какие основания для подобного пессимистического утверждения,
ведь все заявления власти такие обнадеживающие? Ответ известен:
истинным индикатором экономической политики государства и важнейшим
рычагом ее проведения является федеральный бюджет. А в проекте бюджета,
внесенном в парламент, опять все как прежде: расходы проектируются
исходя из заведомо заниженной плановой цены на нефть на мировом рынке –
не нынешние порядка семидесяти долларов за баррель, практически уже
общепризнанные как и «справедливые» (то есть отвечающие оптимальным
условиям для развития и экономик, и поставщиков, и потребителей сырья),
и более чем обоснованные продолжающимся ростом мирового спроса на
энергетическое сырье, несмотря на пока еще не завершившийся мировой
экономический кризис. Нет, в плане – лишь пятьдесят пять долларов за
баррель. А куда избыток – на развитие, на инвестиции в образование,
науку, новые технологии и т.п., так успешно только что
разрекламированное? Разумеется, нет. Несмотря на замечательные лозунги
и призывы, многочисленные совещания по технологическому перевооружению,
на деле все по-прежнему: огромные «сверхплановые» деньги вновь
планируется направлять в резервы - на «надежное» хранение и
гарантированное обесценение на Запад, а взамен предполагается и хорошо
знакомое внешнее заимствование. Естественно, опять под проценты,
существенно выше тех, что нам будут платить за хранение наших резервов.
Значит, правда: история учит, что таких, как мы, она действительно
ничему не учит…
Источник: http://www.stoletie.ru/ |