Япония после 30 августа
Политический кризис начал проявляться масштабно в Японии с лета 2007
года. Именно тогда оппозиционная Демократическая партия получила
большинство в верхней палате парламента. Нужно отметить ряд важных
особенностей японского общества и партийной традиции в Японии. Есть
некая клановость и в обществе и в его составляющих, где присутствует
консервативная традиция "служения одному принципу, одной группе, одной
партии". Это находит свое отражение во всех сторонах жизни общества,
корпоративных традициях и во взглядах политиков. Просто так не уходят
из власти или партии, идут до конца, используя все возможности и
постулат "мужества и стойкого служения", унаследованный из прошлого.
Нижняя палата японского парламента играет ключевую роль в жизни
общества и страны. Блок, обладающий большинством в нижней палате,
формирует правительство, готовит программы внешнеполитической и
экономической политики, задает вектор движения страны. Выборы 30
августа в Японии могут послужить пусковым толчком для важнейших
изменений во внешней и внутренней политике.
Правящая
Либерально-демократическая партия в последние годы не смогла адекватно
изменениям в обществе и мировой политике выстроить концепцию пути в
новый век и провести коррекцию своей кадровой, экономической и
социальной политики. Не использовав возможности гибкого вовлечения РФ в
разрешение территориальной проблемы и проявив излишнюю уверенность в
правоте, премьер вызвал недовольство в большой части общества тем, что
спровоцировал Москву на жесткие заявления. Безапелляционность не
соответствует традиции в политических действиях Японии и провоцирует
протест, усугубляющий кризисные процессы в экономике и внутренней
политике. Не успев выйти из стагнации, экономика страны может
приостановить восстановление из-за политического кризиса в обществе.
На текущий момент Япония имеет объем собственных валютных резервов в
размере около 1 трлн. долл. По оценкам ЦБ Японии полноценное
восстановление экономики страны начнется во втором полугодии фин.года,
который завершится 31 марта 2010 года. Рост ВВП с апреля 2010 г.
оценивается в 1 %. Но есть устойчивая тенденция роста пром.
производства: в апреле и мае 2009 г. оно составило 5,9% и 5,7% по
сравнению с предыдущими месяцами. Наблюдается рост спроса на японские
товары, благодаря антикризисным мерам в других странах.
На
этом фоне (экономические условия являются важным фактором влияния на
избирателя) пройдут выборы 30 августа. Нерешенность назревших проблем
внутри, высокий уровень «усталости в обществе» от правящей партии и
неэффективной работы ее бюрократической машины, качественные изменения
статуса страны на мировй арене – вот основные причины изменений и
наступившего политического кризиса. Мировой финансово-экономический
кризис обострил тенденции недовольства и требования перемен в обществе.
Оппозиционная Демократическая партия выражает в своих
программных заявлениях новые взгляды на положение страны в мире и
отношения с США и странами АТР. Лидер партии Юкио Хатоямы – сторонник
новой политической доктрины. Она предусматривает равноправное
партнерство с США по всему спектру военно-политического сотрудничества,
включая пересмотр соглашений о статусе американских военных баз и
существенное сокращение частей морской пехоты США с переводом их с
Окинавы на о.Гуам. Бывший лидер Демократической партии Итиро Одзава
сторонник полной ликвидации американских военных баз и сохранения
присутствия только 7 флота США.
Главным вопросом для дем. партии
является конституционное изменение статуса вооруженных сил (пока еще
сил самообороны), отвод сил флота из Индийского океана, где он включен
в поддержку международной эскадры антитеррористичекой коалиции.
Оппозиция рассматривает курс на максимальное укрепление роли Японии в
Восточной Азии, концентрацию усилий Японии на обеспечении собственной
безопасности, наращивание военного потенциала как региональной
сверхдержавы. Изменения конституции должны обеспечить Японии право на
участие ее армии в военных миссиях за рубежом. Уже в 2006 г. Управление
национальной обороны Японии было преобразовано в Министерство, а
разрозненные службы информационного и разведывательного обеспечения
объединены в единую службу внешней разведки. В школах введено
обязательное патриотическое воспитание.
Сотрудничество с США было
стержнем всей военно-политической деятельности Японии,
предусматривалось совместное развертывание элементов стратегической
ПРО. Вероятно, характер сотрудничества будет изменен в пользу большей
самостоятельности Японии в продвижении своих программ и
военно-политических задач.
В финансовой сфере оппозиция планирует
диверсифицировать валютные запасы путем уменьшения доли американского
доллара и покупки облигаций МВФ (специальные права заимствования).
Япония будет продавать доллары из своих резервов, это реальная задача
перед новым правительством (теневой министр финансов Масахару
Накагава). Планируется всемерная поддержка ЦБ, который будет
предоставлять коммерческим банкам неограниченные кредиты под 0,1%
годовых под залог активов, из утвержденного списка ЦБ. За этим может
последовать программа целевого финансирования совместно с коммерческими
банками. Долгосрочные программы ориентированы всегда на наукоемкую
продукцию и разработку новых наукоемких технологий. Лидирующее
положение Японии в мире по ряду этих позиций станет достижимо уже в
течение 4-5 лет такой государственной политики по поддержке адресных
инвестиционных проектов коммерческих банков.
Наиболее
вероятно, что Демократическая партия наберет болшее число голосов.
Коалиция ЛДП, Нью Комейто пойдет на уступки, возможны компромиссы,
включая альянсы.
Вероятность политического кризиса после 30
августа может быть связана с влиянием «третьих сил», которые могут
использовать технологии воздействия в интересах ультрареакционного
меньшинства, которое может быть организовано в неформальные и
неправительственные организации и движения без предварительных
деклараций своих истинных целей.
Япония в ее новом качестве может
стать серьезным противовесом КНР, а политика новых возможностей с
Россией позволит разрешить, со временем, некоторые противоречия со
странами ЮВА, помнящими японскую оккупацию. Но есть и другой вариант –
гибкое лавирование между США, КНР и РФ до периода достижения
подавляющего превосходства над РФ на дальневосточном театре военных
действий. Тогда влияние на ЮВА, интересы в Латинской Америке можно
рассматривать как прикрытие истинной стратегической цели окончательного
решения территориального вопроса.