Тегеран 2009. Формула войны.
Высший надзорный и законодательный
орган Совет стражей конституции объявил закрытым вопрос о переизбрании
Махмуда Ахмадинежада на новый президентский срок. Иран, балансируя на
грани хаоса и гражданской войны, устоял. Или это иллюзия, которая будет
поддерживаться его сторонниками, самой властью? Действующие лица.
Аятолла Али Хаменеи, высший руководитель Ирана (Рахбар) с 1989 г.
Соратник основателя Исламской Республики Иран аятоллы Хомейни. Али
Акбар Хашеми Рафсанджани, Председатель совета по целесообразности,
Председатель Исламского консультативного совета Ирана в 1980-1989г.г.,
президент Ирана в 1989-1997 г.г. Махмуд Ахмадинежад, президент
Ирана с 1997 г., бывший губернатор одной из провинций и мэр Тегерана.
Выходец из семьи кузнеца, окончил Тегеранский университет науки и
технологий. Докторскую диссертацию защитил в 1997 г. Мир-Хоссейн
Мусави Хамене, президент Иранской академии наук, 1981-1989 г.г.
Премьер-министр Ирана, в н.в. депутат Совета целесообразности,
художник, архитектор. Кандидат на президентских выборах 2009г.
Справка. Президент Ирана, как должность введена с 1979 г. Президент не
является главой государства. Глава государства Иран – Высший
руководитель Ирана (Рахбар), выбирается на пост пожизненно.
Итак, шло противостояние между Ахмадинежадом, поддержанным аятоллой
Хаменеи (Рахбаром) и Мусави Хамене, за которым союз Рафсанджани с
аятоллой Мохаммедом Хатами, влиятельным религиозным деятелем,
сторонником пересмотра властных позиций Хаменеи. За всем этим следует
выделить и экономическую сторону. Рафсанджани – владелец крупнейшего в
Иране состояния, сфера влияния, попавшая под угрозу из-за политики
Ахмадинежада – внешняя торговля, сельхозсектор и частное образование.
Объединение реформаторов и консерваторов вокруг кандидата Мусави
отражает намеченный раскол общества, где рыночная идеология сочетается
с глубокими экономическими интересами в отношении Запада, смягчением
условий в стране, особенно для учащейся молодежи, часть которой приняла
либеральные идеи реформаторства в стране аятолл. Мусави же, до
настоящего времени, не отличался западничеством и был сторонником
жесткого отношения к Западу. В то же время, именно он, будучи премьер –
министром Ирана, участвовал в сделке «Иран-Контрас», наделавшей много
шума. Вице-президентом США в то время был Буш-старший. Именно при
премьерстве Мусави Иран получал оружие из США в обход эмбарго взамен на
содействие по освобождению американских заложников. Содействие
оказывалось через постоянные контакты с «Хезболлой». Мусави стремился к
президентству и считал это своей главной целью. Противоречивость
альянса с миллиардером Рафсанджани дополняется стремлением самого
Рафсанджани потеснить Высшего руководителя Ирана аятоллу Хаменеи.
Таков, примерно, исходный расклад, который начинает формировать
определенную формулу последующих процессов и результатов
противостояния. Выделим главное. Текущее положение в Иране в
результаты политики Ахмадинежада, ядерная программа Ирана и готовность
стойко противостоять военной угрозе Запада, подводят оппозицию к
необходимости общей консолидации с основными силами, противостоящими
Ахмадинежаду как в регионе, так и в политическом мировом клубе.
Основание для продолжения борьбы у оппозиции подкрепляется и ошибками в
проведении курса самого аятолла Хаменеи, как руководителя Ирана. Это
образует еще один контур причин раскачивания ситуации в Иране с целью
его ослабления и перехода к политике «удержания» внутренних конфликтов
под контролем. Следствием этого должен быть отказ от ядерной программы
и постепенное вовлечение в такие проекты, как Nabukko.
Технологии «цветных революций» не устарели, они модифицированы и
эффективны, могут использоваться и дальше по всем узловым точкам
Евразии, где необходим дисбаланс, смена курса и «торжество демократии».
Волеизъявление национального большинства ничего не стоит, если речь
идет о решении задачи стратегического влияния на процессы в стране и
получения доступа к управлению ресурсами. Стратегии
«ненасильственных переворотов» строятся на вбрасывании необходимой
информации в сеть, формировании на ее основе события, локального
конфликта без описания его существа, а затем «раскрутка» этого
конфликта в международных СМИ. Наиболее эффективной на первой фазе
самого конфликта является молодежь, когда нужны яркие эмоции и простые
призывы. Координация протестных акций доступна и эффективна в тех
группах населения, которые наиболее подвижны и имеют тяготение к
«непрерывному общению». Интернет, мобильные телефоны – решение проблемы
быстрой координации действий и переброски участников акций в те районы,
где есть возможность достижения максимального протестного
соприкосновения с представителями властей. Потом никто не будет
разбираться, было ли оружие у сил правопорядка, есть ли запреты на
открытие огня и проведение специальных мероприятий по задержанию. Это
удобно, и режиссура требует лишь определенной фантазии и хорошей
организации,что мы и наблюдали. «Режиссура» знала, что в такой стране как Иран, вероятность удачи всей затеи на этом этапе невелика. Велики ставки. Именно на этом и необходимо остановиться.
Динамика развития страны и рост ее военно-экономического потенциала
налицо. Ортодоксальные установки президента на развитие, независимость
и самостоятельность жесткого внутреннего и внешнеполитического курса
представляют не только угрозу интересам Израиля и США, но являются
вызовом всему «глобальному миру» (наднациональной власти ТНК), который
должен играть по определенным правилам. Конфликт между идеологией
глобализма и идеологией общества, которое встает на путь
самостоятельного развития, исключает компромиссы. В обществе есть
назревшие проблемы и расслоение среди необеспеченных слоев населения и
учащейся молодежи, представителей развивающегося «среднего класса»,
хотя это в существовавших до выборов условиях серьезным фактором можно
считать условно. Есть главный фактор, который определяет необходимость
воздействия на Иран как изнутри, так и со стороны внешних сил. Это невозможность, недопустимость развертывания ядерной программы Ирана для Израиля. Внутреннее положение в стране и популярность президента в обществе недопустимо устойчивы. Начало
выплаты природной ренты беднейшим слоям в нефтеносной стране может
стать слишком популярным примером для народов многих стран –
экспортеров природных ресурсов. Программы в образовании,
здравоохранении, науке и промышленности слишком реальны. Они уже
реализуются, что определяет перспективу создания регионального центра
силы с большим тяготением к интеграции с программами КНР (не только
закупки Китаем нефти, но и технологические проекты модернизации
промышленных предприятий). Поддержка Ахмадинежадом «Хезболлы» и «ХАМАС»
ставит точку в окончательном решении «глобального мира» приступить к
действию. Военное решение может рассматриваться как вероятное,
но возможность развертывания информационно-психологической войны не
могла быть упущена, что подтверждает тезис о ее высокой эффективности.
Сетевые технологии могут быть использованы уже за границами Тегерана
для создания волнообразного процесса поддержания напряженности с
постепенным переходом к «точечным» успехам. К ним можно отнести
конфликтность между социальными группами, шиитскими экстремистскими
группировками и представителями других групп, этносов, включая
азербайджанцев, пока еще весьма далеких от протестных настроений,
политических акций. Итак, намечены следующие контуры
дестабилизации, которая может привести страну к состоянию перманентной
очаговой гражданской войны с внешней координацией всех сил,
противостоящих Ахмадинежаду. 1. Противостояние аятоллы Хаменеи
с блоком Мусави, который будет продолжать протестные выступления и
пользоваться по всем каналам поддержкой США. 2. Противостояние
групп населения, включая и национально-религиозную основу. Следует еще
учесть возможность манипулирования со стороны США процессами в соседнем
Ираке, где уже часть экстремистских шиитских группировок начала
наращивание военной активности. Связав это с поддержкой там шиитов
Тегераном, США начнут «обыгрывать» ситуацию вместе с ЕС. Это означает
возникновение возможности развертывания масштабной экономической войны,
а через систему санкций блокирование поступления жизненно важной для
Ирана продукции, прежде всего, бензина. Иран импортирует по разным
оценкам около 35-45% от общего объема. 3. Наметившийся раскол
среди аятолл, часть которых несогласна с категоричным заявлением
высшего руководителя Хаменеи (муршира), слишком открыто и однозначно
поддержавшим Ахмадинежада. За этим процессом стоит Рафсанджани, который
при содействии аятоллы Хатами проводит постоянную работу в Совете
экспертов, являясь его главой ( 86 авторитетнейших мулл, определяющих в
т.ч. общую линию в отношении решений муршира – «наставника нации») Геополитический итог. Получение пояса напряженности в Евразии: Ирак – Иран – Афганистан – Пакистан. |