Информационная деятельность и организация мышления
Все мы часто сталкиваемся с
тезисом о возрастании роли информации в жизни человечества. Существует много
определений и понятий информации, и мы не будем их дублировать, повторяя
значимые положения, принятые в науке. Остановимся лишь на таком значении
информации как разъяснение, изложение, сведения, совокупность знаний и
осведомленность. Поскольку мы рассматриваем взаимодействие человека с окружающим
миром, когда человек может быть под управляющим воздействием
инстинктивно-рефлекторных программ и реакций, то целесообразно понять и
отношение человека к информации, стремление ее накапливать, хранить как запас
на всякий случай. Между тем, объемы информации во внешнем мире столь велики,
что человек с не организованной системой мышления способен утонуть в этом море
информации, не получив того необходимого объема, который нужен для значимых
задач его жизни и его развития. Нужна определенная организация работы с
информацией, которая, в свою очередь, зависит от организации мышления человека.
Когда человек удовлетворяет простое любопытство или стремится самоутвердиться
за счет больших объемов накопленных знаний и самых последних новостей, то он не
соблюдает принципов разумной достаточности и в каких-то значимых для своей
жизни вопросах сохраняет неосознанность, неинформированность, а значит,
некомпетентность. ИРБ опасается такой ситуации и всегда формирует тревожное
ожидание худшего, подобно тому, как формирует страх быть застигнутым врасплох.
Подобный процесс требует
осмысления человеком, который приступил к системным преобразованиям жизни и
осознал разрушительные последствия неопределенностей, которые он создает в
жизни по неведению, недомыслию, забывчивости, рассеянности и неорганизованности.
Неопределенность воспринимается ИРБ всегда как потенциальная опасность.
Стремясь избежать этого, человек, не осознавая, формирует стремление к
максимуму информации, который может охватить, получив из всех доступных
источников. В результате порождается поверхность восприятия и понимания многих
процессов и явлений окружающего мира. Человек, не осознавая, стремится включать
в свою память и начинает накапливать необоснованные объемы описательной
информации, которая лишь характеризует протекание тех или иных основополагающих
процессов в окружающем мире. Для понимания этих процессов необходима не
описательная информация, а информация о ключевых событиях и фактах,
закономерностях, которые привели к этим событиям, взаимосвязях интересов людей,
групп, союзов, если это социально-политическая сфера, либо закономерностей во
взаимосвязях физических объектов, материальных процессов, если это научная
сфера, изучающая физический мир. Понимание ключевых событий, а, главное,
закономерностей и взаимосвязей между ними, становится доступным для сознания
тогда, когда оно освобождается от излишней распыленности в стремлении
максимально охватить доступную информацию.