Вопросам страхов перед будущим
уделялось много места в текстах и в обсуждениях на форуме. Хотелось бы
остановиться нааспектестрахов, которые непосредственно воплощают
реакции и программы ИРБ, связанные с самосохранением.
Базой этих процессов является
страх ИРБ, что рано или поздно не будет хватать сил добывать пищу и спасаться
бегством. Животное об этом не беспокоится, оно просто живет, потом, слабея,
истощаясь, или впадает в дремотное состояние и постепенно умирает, или
безразлично воспринимает, когда его съедает хищник или падальщик.
У человека есть абстрактное
мышление, и он может себе очень живо представить, как он слабеет от недостатка
или отсутствия пищи, как постепенно умирает от истощения. ИРБ тут же начинает
формировать состояния обжатия желудка и 12-перстной кишки для упреждения
голодных болей… Это, на наш взгляд, и является основным состоянием, воплощающим
человеческие страхи, связанные с тревогами, неопределенностью, сомнением в себе
и своих возможностях, непониманием значимых процессов, которые задают облик
ближайшего будущего и условия деятельности человека в нем. Животная система
(ИРБ) воспринимает (трактует) подобные умозаключения человека и сам ход его
мыслей именно как угрозу нехватки сил, будущей слабости, немощности и смерти.
Но человек в состоянии понять,
что смысл его жизни – не в том, чтобы брать, а в том, чтобы отдавать плоды
своей деятельности, причем, главное – деятельности разума. Чем полнее человек
это понимает, тем больше он становится заинтересован в формировании круга
общения, в который входят те, кому, действительно, важны плоды его работы.
Поэтому важен интерес к потребностям и проблемам участников круга общения. Этот
интерес нужно развивать, освобождаясь от реакций и программ ИРБ путем диалога с
ней (неоднократно в течение дня), который позволяет объяснить организму
отсутствие опасности голодной смерти именно в том виде, который существует у
животных. Страх одиночества, нереализованности, ощущение ущербности и страх,
что в будущем человек не сможет, благодаря деятельности, обеспечить себя –
очеловеченные программы животной основы, связанные со страхом физической
смерти, страхом голодной смерти.
В принципе, человек должен
упреждать влияние в своем мышлении восприятия окружающего мира, как потенциально
враждебного, нацеленного только на то, чтобы погубить, уничтожить именно его.
Здесь полезно понимать, что если когда-то мир способствовал слиянию при
оплодотворении генетического материала отца и матери для формирования нового
генетического кода, с опорой на который строился его организм, то, значит, мир
не может быть заинтересован в его уничтожении. Если человек родился, не погиб в
раннем возрасте от различных болезней, если он жив до сих пор, обладает
способностью действовать, мыслить, значит, мир заинтересован в деятельности
этого человека. И задачей является понимание того, какая именно деятельность
дается человеку легче всего (речь не идет о том, что легче всего дается ничегонеделание,
поскольку тут нужны напряжения по преодолению необходимости выполнения
действия).
Задать вопрос – получить ответ
– это аналогия открыть рот – получить пищу. Придает на некоторое время
уверенности. Часто этот процесс человек осуществляет не для того, чтобы,
получив ответ, использовать полученную информацию для осуществления необходимых
действий, а просто ради снятия на некоторое время состояния страха. Главное,
чтобы ответ исходил от авторитетного источника. В этом случае работает
ассоциация (ассоциативная связь в коре мозга), связанная с ощущением того, что
человек не один. Поэтому неосознанно человек стремится поддерживать
информационные взаимосвязи с людьми. Такие контакты носят формальный характер
и, по существу, служат для поддержания названной ассоциации. С другой стороны,
это способствует укреплению инстинктивно-рефлекторного восприятия человеком
окружающего мира, как не совсем враждебного, мира, в котором могут быть
контакты, взаимодействие с людьми. Задача сознания – наполнить это
взаимодействие смыслом и исходить из необходимости быть системно полезным
другим людям, соблюдая принцип разумной достаточности и следуя задачам
продления жизни.
Животная система (ИРБ)
ориентирует человека на неосознанное стремление взять больше от внешнего мира,
а отдать меньше. В каком-то узком круге особо близких отношений доминируют
программы самосохранения вида в сочетании с ассоциациями особой близости с
кем-то и особой значимости кого-то, ради которого человек идет на альтруизм,
жертвенность, преодолевая программы самосохранения особи.
Это не относится к тем
проявлениям именно человеческих качеств, которые связаны с поступками,
сохраняющими жизнь окружающим, детям, исходя из понимания их ценности и
значения сделанного (свершенного) ради продолжения их жизни. В животном мире,
где в чистом виде действует закон самосохранения вида, таких проявлений нет,
поскольку отсутствует способность к абстрактному мышлению и волевые формы
подавления самосохранения особи.
Но фрагмент этих программ ИРБ человека
формирует то управляющее воздействие ИРБ, которое перехватывает инициативу у
сознания и стимулирует генерации страхов и тревожной готовности в ожидании
худшего. Особенно это проявляется, когда человек задумывается о будущем, зная, что
ресурс сил его организма будет уменьшаться, что обязательно скажется на
способности человека к деятельности. Именно здесь генерируются страхи,
сомнения, которые-то и воспроизводят основную программу страха ИРБ человека
перед физической смертью.
Альтернативной этому может
служить подход к жизни как к процессу реализации полезных способностей и
возможностей разума на основе взаимодополняющих, а затем и взаимозависимых
отношений с окружающими. Это может обеспечить возможность человека полезно
реализовывать индивидуальные способности своего разума и быть востребованным со
стороны окружающих людей вплоть до периода окончательного ухода из жизни без
усиленных генераций страхов перед физической смертью.
Начинать целесообразно с
переосмысления любой жизненной проблемы и своего внутреннего состояния, которое
формируется под управлением ИРБ, если сознание человека не контролировало этот
процесс. Далее важно осмыслить рассмотренную выше идею о формальном общении с
людьми, когда человек склонен сформулировать для них свою проблему, поставив
как бы перед ними вопрос, не передавая собственных рассуждений и выводов в
отношении причин проблемы и пути решения. Наполнить смыслом такую
информационную связь, снизить генерации страхов и ощущений собственной слабости
и незащищенности можно, заменив привычную формальность контакта обменом
рассуждениями и выводами в отношении причин стоящей проблемы и вариантов ее
разрешения.
Разумный вариант – осмыслить
ситуацию, проанализировать причинно-следственные связи, рассказать о результатах
анализа и выводах. ИРБ получает «информацию» о реализации полезного действия,
что очень важно для поддержания функционирования круга общения. То есть важнее
не задавать вопросы, чтобы убедить ИРБ в сохранении связи с авторитетом или
просто с участником круга общения, а отдавать информацию.
Сальвия спросила: хочу для себя прояснить, как я поняла: жить здесь и сейчас, решать задачи соответствующего времени?
Ответ: Сальвия, речь идет о том, что при избыточной концентрации внимания на ситуации в текущий момент времени человек будет испытывать страх перед будущим. Поэтому важно учиться понимать, как сложилась данная ситуация, за счет каких действий участников ситуации и твоих собственных. А затем учиться прогнозировать разные варианты развития ситуации и продумывать наиболее оптимальные шаги.