Часть 2
Можно обобщить рассмотренный опыт и сделать вывод, что часть приобретенных рефлекторных установок в виде отлаженных многократным повторением действий необходима для выполнения функций и правил, связанных с эксплуатацией конкретной техники, действиями в экстремальных ситуациях. Но, помимо этого, существует и рефлекторность в мышлении (стереотипное мышление), которое не всегда осознается, но всегда действует на всех этапах работы по анализу информации и принятию решений. Поэтому нужно использовать, осознавая, эту рефлекторность, когда выполняются привычные действия, и не игнорировать «навыки мышления». Но главное – понимание того, что для анализа и принятия решений нужно состояние, свободное от того «пресса», который был рассмотрен в первой части. Значит, начинать надо с саморегуляции и знать, что мыслит человек часто на основе той рефлексии, которую усвоил в детстве. Дальше возникает вопрос о том, что целесообразно из существующих знаний о предмете и проблеме использовать для подготовки решения, а что должно быть сделано не «автоматически», а осознанно и как можно более объективно. Для этого нужно провести сортировку – значит, выписать всю значительную информацию по стоящей задаче, которая известна и понятна, а дальше сформулировать саму задачу. Нужно понимать, зачем нужно решение задачи, в чем ее смысл, и как использовать результаты. Здесь необходимо состояние, когда работа мысли протекает легко и спокойно. Для этого можно использовать то состояние, которое человек формирует при творческом подходе (в статье «Скрытые возможности и творчество» об этом написано в абзаце о «нулевой ступеньке»). Но для подготовки решения необходим анализ того, что человек получает в виде вариантов. И здесь от сортировки необходимо перейти к анализу каждого подхода или варианта решения задачи. Для начала нужно определиться с тем, что, действительно, влияет на решение, то есть, что учесть в первую очередь. Следующий шажок связан с вопросом – как эта влиятельная связь действует и определяет варианты решения. Затем рассмотреть, какой вариант проще и позволяет экономить какие-то ресурсы или время. По каждому варианту можно оценить, насколько предвзято проведено решение, а затем обрисовать полную картину стоящей задачи в виде схемы. Кто знаком с построением блочных или сетевых схем, тот легко сможет перенести эти знания на жизненную задачу. А кто не сталкивался с такими вопросами, тот может сам освоить работу по составлению простых блок-схем. Нельзя полагаться на то, что человек держит в уме и хранит в памяти, благодаря приобретенным навыкам. Значит, нужно полотно, как это делает художник или конструктор, используя чертеж. Очень много людей не понимают задач в собственной жизни и их взаимосвязей. А это означает, что мысль о том, что жизненные задачи можно представлять в виде схемы, этими людьми отвергается, как теория, далекая от реальной жизни и практики. Это не так, и чем раньше человек это осознает, тем легче подойдет к задачам активизации своих способностей при анализе жизненных ситуаций и принятии решений. Здесь нужно сказать, что скорректировать свои привычные подходы и стереотипы без какого-то текстового или «схемного» изображения трудно, особенно, когда человек торопится или находится в возмущении и страхе. Вывод: в этих состояниях нельзя начинать саму работу по подготовке решений. Новые и интересные идеи не могут быть найдены просто вследствие того, что человек напрягся и заставил себя думать. В этом случае он получит результат работы «рефлексов мышления». |