Системное восприятие и системное мышление (часть 1)
Такое понятие как «система» в греческом языке имеет широкий спектр значений: сочетание, организм, устройство, организация, союз, управляющий орган. Еще Гегель высказывал интересные идеи в отношении «системы», которые были отражены позже в общей теории систем. Их можно свести к следующему:
1. Целое есть нечто большее, чем сумма частей.
2. Целое определяет природу частей.
3. Части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого.
4. Части находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости.
Чтобы как-то подойти к осмыслению системности всего, что окружает человека, да и его самого, как уникальной информационно-биологической системы, необходимо сформулировать в самом общем виде, что же есть система. Можно использовать следующее представление о системе. Система – множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а две любые части этого множества не могут быть независимыми.
Понимание такой простой (не на первый взгляд) идеи, что окружающий мир и сам человек – сложная система, где есть взаимосвязи и взаимозависимости, позволяет представлять сам процесс жизни как системный. А это ведет к необходимости осмысления самой сути тех взаимосвязей и закономерностей, понимание которых позволяет принимать обоснованные решения, оптимизируя процессы деятельности и отношений.
В общем-то, это и есть системный анализ, который является прикладной наукой, востребованность которой нарастает с большой скоростью и постепенно приводит к необходимости ее использования в повседневной жизни человека.
Системный анализ позволяет выяснять причины сложностей, возникших перед человеком, и вырабатывать варианты решений на основе целостного восприятия проблемы и учета основных взаимосвязей для получения нужного результата. Поэтому имеет смысл рассмотреть в самом упрощенном виде подход к формированию системного мышления.
Нужно выделить, вероятно, сначала процесс восприятия человеком всего, что происходит с его организмом и вокруг него во внешнем мире. Восприятие – это получение информации, необходимой для ее осмысления, анализа и выработки решения. Как подойти к формированию системного восприятия? Прежде всего, не зацикливаться на одном ощущении или состоянии, которое порождает сильные реакции – боль, страх, обиду и т.п.
На физическом плане нужно ощущение обязательно оценивать, останавливать стремление негативные ощущения убирать какими-то привычными способами. Системное восприятие должно быть целостным, где «сильные» сигналы воспринимаются человеком спокойно с предоставлением времени для их оценки и понимания.
Получается спектр сигналов, которые воспринимает человек, а затем свое восприятие начинает оценивать в целом, как бы рисуя общую картину происходящего. Например, при головной боли можно просто принять рекламируемое лекарство. А можно проанализировать ощущения в голове и понять, что боль, скорее всего, связана с затруднением протекания крови по сосудам. Зная о том, что кровь густеет во время магнитного возмущения, человек поинтересуется информацией о состоянии магнитного поля Земли. И, если есть информация о возмущении, примет меры.
То же самое можно сказать об одновременных ощущениях голода, головной боли и зубной боли, которые организмом даются как информация для системы инстинктов, а она «выключает» мозги и начинает отрабатывать вариант устранения самого сильного сигнала.
Если говорить о мышлении, то оно еще будет разбираться, какой сигнал гасить в первую очередь с точки зрения понимания значимости этих сигналов. Поэтому необходимо учиться понимать смысл системного восприятия, когда сначала формируется, по возможности, полная картина по всей информации, ничего не теряется, и ничем человек не пренебрегает.
Затем начинается ее обработка, и это уже, в основном, процессы мышления, которые тоже должны строиться на системных принципах. Чтобы использовать эти принципы, не вызывая «смущения» эмоционального плана и интеллекта из-за незнания чего-либо, следует понять простую вещь.
Человеку не дано все знать и понимать, но он в состоянии учиться выделять главное с точки зрения взаимосвязей между этим главным и вариантами последствий. А это значит, что нужно уходить от «местечкового» мышления, которое является очень скорым и доступным, а постараться сначала сформулировать стоящую задачу. |