В ходе
упорядочивания и организации своей повседневной жизни человек начинает
рассматривать привычный порядок общения и отношений с точки зрения той разумной
достаточности и конструктивности, которые эти отношения имеют и формальной
стороны, которая требует переосмысления.
Приступая к
преобразованиям образа мыслей и ставя перед собой задачу понимания того, как
организовано собственное мышление человека, он начинает рассмотрение в каждой
сфере жизни задачи конструктивного взаимодействия, взаимной пользы на основе
информационного обмена. И здесь важно, на наш взгляд, начинать с самых простых
задач упорядочивания отношений, осмысливая один из привычных стереотипов в
обмене информацией. Этот стереотип
отражает ту организацию мышления, в которой большое значение придается описанию
сложившихся проблем, слов, действий окружающих и описанию собственных
переживаний.
Реализуя этот
стереотип «осмысления» собственных проблем, человек стремится к более тесному
общению с близкими и друзьями, стремясь неосознанно к теплому взаимопониманию,
сочувствию и словам поддержки в свой адрес. ИРБ, формируя устремленность к
близости и обретению созвучного собственным переживаниям отклика близких,
реализует программу самосохранения, в которой существует страх одиночества и
стремление этого одиночества избежать.
Созвучные
личностным реакции сочувствия, внимания к описанию проблемы воспринимается ИРБ как сигнал единства
и обретает значение готовности к взаимопомощи. В человеческих отношениях это
всегда выражается в стремлении в круге близких и надежных друзей поделиться
своими чаяниями, проблемами и переживаниями. ИРБ, как управляющая система, в
этом случае руководствуется правилом, которое исходит из древних установок, заложенных
в самосохранении вида. Оно заключается в том, что распределенные на всех тяготы и проблемы, совместное участие в их
решении всегда даются легче и часто имеют позитивный результат. Это
справедливо для процессов совместной деятельности и борьбы за выживание, когда
невзгоды и тяжкий труд постоянно присутствовали в непродолжительной жизни
человека.
Как уже
отмечалось, ИРБ способна подобные
установки «поднимать» на уровень повседневного мышления человека и
руководствоваться этими установками уже в сфере личностных отношений и
информационного обмена.
Это означает,
что речь не идет о практической совместной деятельности и знаниях текущей
ситуации в этой совместной деятельности. Речь идет о психоэмоциональном
взаимодействии, когда человек стремится к обретению единства взглядов и
личностному участию близких и друзей в своих переживаниях. Это свойственно
всем сложным программам ИРБ, которые поднимаются на уровень системы мышления и
распространяются на сферу взаимоотношений и информационного обмена. Никто не
отрицает сочувствия и внимания, которые необходимы в человеческих отношениях. Но
отношения могут стать взаимно полезными и конструктивными, когда управляющее действие разума начнет обновление
этих отношений с точки зрения конструктивности и взаимной пользы.
Например, женщина звонит подруге и подробно
рассказывает о трудностях по своей работе. Подруга вежливо слушает,
периодически поглядывая на часы: пора бежать за сыном в детский сад… Позвонившая
замолкает, чего-то ждет. Бедная подруга не знает, что ответить, ведь она не
коллега позвонившей, а просто подруга детства. Вопрос: насколько конструктивно
такое общение? Ответ на этот вопрос позволяет увидеть привычную проблему без
обид и реакций неприятия. Конструктивность отношений предполагает совместное
рассмотрение стоящей проблемы в большей мере, исследуя смысловые решения и, как
говорят, условия задачи. В меньшей же мере необходимо описание проблемы,
включая собственные переживания.
Возвращаясь к
задачам формирования конструктивного восприятия и конструктивного мышления, мы
будем рассматривать теперь эту тему на форуме с целью обсуждения практических
сторон этой задачи. А продолжение текста (ч.2) о конструктивности мышления и
конструктивности отношений будет предложено позже. |