PSYSTAN
Понедельник, 30.12.2024, 20:47
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Наука и человечество [76]
Ведические основы [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационное противоборство в современном мире

Информационное противоборство в современном мире

 

Особенности современного этапа развития мира и кризис аналитического метода его описания открывают новые возможности перед системным подходом к ведению глобального противоборства уже не поочередно то политическими, то военными методами, как это было в прошлом, но комплексно - с использованием возможностей системного подхода, оперативного ситуационного моделирования и информационного ресурса.

 

Сутью развития любой геополитической ситуации является её игровая составляющая, включающая в себя: привлекаемый информационный ресурс, начальную и конечную цели (территориальные и/или финансово-экономические), а также сценарий её развития.

В XXI веке наступила пора геоэкономики: глобализм, мировое экономическое стратегирование, непрямое переструктуирование рынков. В связи с чем актуализируется вопрос о создании постиндустриальных проектов ведущих мировых держав, новых геоэкономических и геокультурных рамок РАЗВИТИЯ и ПЕРЕДЕЛА МИРА. Применительно к России – это определения её роли и национальной идеи, способной объединить нацию.

Именно из-за кризиса аналитичности, в последние годы существенно тормозящем, а в отдельных случаях и препятствующем принятию оперативных и грамотных решений в условиях быстроменяющейся информационной картины мира особое внимание в геополитике уделяется сценарному подходу.

Страна, первой взявшая на вооружение системный подход в формировании и применении когнитивного оружия, разрабатываемый в рамках единой системы сценариев, заведомо обречена на мировое лидерство.

Все человечество, на современном этапе, представляет собой информационные объемы восприятия с четко заданными реакциями, т.е. речь в данном случае идет о рефлексии государств и народов на уровне геополитики, о формировании и проведении геополитического планирования и становления государства монополистом системы мировых взаимоотношений.

Появление во второй половине XX века у ведущих государств мира атомного, а затем и ядерного оружия привело к невозможности на том этапе разрешения возникающих геополитических противоречий традиционными военными средствами.

Вместе с тем, сами противоречия в силу объективно существующих законов развития общества, продолжали и продолжают возникать и развиваться. Это обусловило поиск новых путей и подходов к их разрешению на выгодных для определенного государства (коалиции государств) условиях при минимизации собственного ущерба.

Одним из наиболее эффективных подходов, развиваемых США со второй половины XX века, и уже неоднократно успешно примененным на практике является организация и проведение мероприятий, направленных на завоевание сознания опорных социальных групп, а не только территории государства - объекта управляемого воздействия.

Такой подход многократно снижает возможные угрозы, затраты и потери при разрешении противоречия. Следует отметить, что данный подход не нов и успешно применялся против России со стороны Германии и Великобритании в начале XX века при подготовке и совершении революции 1917 года, а также использовался СССР в деятельности Коминтерна и в последующей поддержке национально-освободительных движений со стороны СССР.

Особенностью современного этапа развития форм, средств и методов аналогичной деятельности, проводимой США, является целенаправленность, глобальность и системность.

Реализуя указанный подход, США к началу 90-х годов эффективно завершили первый этап долгосрочного курса, определенного в 1948 году в директивах СНБ № 20/1 «Цели США в отношении России» и № 58 «Задачи США в отношении стран восточной Европы».

Его развертывание в 80-х годах велось в рамках доктрины «Освобождение». Основные концепции доктрины были разработаны (комплексом неправительственных центров под эгидой Фонда «Хэритидж») в многотомном «Мандате на лидерство».

При опоре на комплексное информационное превосходство в сферах: дипломатии, экономики, науки, внутри- и внешнеполитических и военных отношений - США склонили в условиях «холодной войны» советское руководство к принятию стратегических решений, которые инициировали эскалацию дисфункций советской управленческой и хозяйственной системы, завершившуюся дезинтеграцией Организации Варшавского Договора (ОВД) и СССР на множество образований.

В последние годы данный подход в США обозначен термином информационная война. В «Объединенной доктрине информационных операций», принятой США в 1998 году, сказано: «Информационная война - это комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника».

В июне 2007 года в США представлена новая стратегия борьбы с «мировым злом». Она разработана под руководством заместителя госсекретаря Карен Хьюз, возглавляющей Координационный комитет стратегических коммуникаций и общественной дипломатии США.

Поддержка фундаментальных ценностей американского общества и обеспечение национальной безопасности США объявляются главной задачей стратегических коммуникаций и общественной дипломатии Америки. Стратегия подразумевает принятие всех необходимых мер для установления контактов с гражданами различных стран, которые разделяют фундаментальные ценности американского общества.

В стратегии соответствующим структурам США предлагается развернуть эффективную работу с так называемыми «группами влияния» и «уязвимыми группами населения». В «группы влияния» включены политики, общественные деятели, религиозные лидеры, журналисты и другие люди, пользующиеся авторитетом в своих странах и регионах. К «уязвимым группам населения» отнесены молодежь, женщины, национальные, религиозные и иные меньшинства.

В текущий период интенсифицируется деятельность США по установлению «гарантированного» контроля над постсоветским пространством, с опорой, в условиях «холодного мира», на наращиваемое информационно-управленческое превосходство.

Для достижения поставленных целей намечается активизация государственных СМИ США, расширение образовательных программ и программ обмена специалистами, помощь различным странам в сфере образования, здравоохранения и других областях. Все это именуется переходом к тактике «демократия в действии».

Основной целью данных мероприятий применительно к России является создание предпосылок для дальнейшей дезинтеграции страны с последующим разделом на ряд управляемых слабых в политическом, экономическом и военном отношениях территориальных образований.

В современных условиях вышеуказанные мероприятия осуществляются на многоплановой системной основе. Базовый способ их реализации - обеспечение дисфункций социальных и материальных основ государства - объекта воздействия, склоняющих его руководство к принятию, предъявляемых к нему США и их союзниками требований. При этом могут быть выделены следующие основные формы/стадии данной деятельности.

Невооружённая конфронтация, приводящая к «демократической» переориентации государства (пример - Грузия). Она осуществляется при опоре на невоенные воздействия (внешнеполитические, финансовые и экономические, научные и технологические, экологические, информационные, демографические и социально-экономические, общественно-психологические, внутриполитические), направленные на скрытое ослабление национального потенциала и невооруженное насилие.

В рамках данной формы/стадии используются и непрямые военные воздействия (военно-стратегическая дезинформация, военно-стратегические соглашения и договоры с государством — субъектом воздействия, инициирование внешних и внутренних конфликтов государства - субъекта воздействия с третьей стороной, провокации, диверсии, террористические акции вне и на территории государства - субъекта воздействия силами третьей стороны), направленные на скрытое ослабление невоенных и военных основ национального и военного потенциала.

Вооружённая конфронтация, в ходе конфликтов и войн, приводящая к кризисно-«миротворческой» переориентации государства (пример - Югославия).

Постконфронтационное противоборство - в формах оккупационно-силового и политического урегулирований, приводящее к военно-силовому подчинению государства (пример - Ирак).

Сценарий же воздействия на государство — объект деятельности, отражающий данный подход, имеет более сложную структуру.

«Мягкий» сценарий их реализации охватывает возможности:

*       усиления влияния сил, ориентированных на США;

*       скрытого «перепрограммирования» влиятельных персоналий в высших эшелонах власти страны, в т.ч. с возможным использованием прямого и непрямого подкупа и шантажа, переубеждений и спецвоздействий (суггестивных, биохимических, техно-информационных и др.);

*       физического устранения (через террористические акты, аварии на транспорте, спецвоздействия и пр.) ключевых фигур в руководстве страны, сопротивляющихся её трансформации;

*       «демократического» приведения к власти ставленника США.

«Полужесткий» сценарий подчинения государства может включать:

*       эскалацию кризисных и конфликтных процессов в развитии государства – объекта воздействия;

*       естественные и/или инициируемые чрезвычайные бедствия в крупных его центрах (землетрясения, взрывы и аварии на крупных объектах эколого-опасного производства и др.), вызывающие «паралич» системы национального управления, эскалацию экологических бедствий, массовой паники, хаоса;

*       срочные обращения за «международной помощью» со стороны «авторитетных общественных и государственных деятелей», в т.ч. из числа бывших и действующих представителей государственного управления;

*       экстренные переброски в зоны бедствий боеготовых и мобильно усиливаемых контингентов коалиционных миротворческих сил, с формированием «временного правительства национального спасения»;

*       динамичное развертывание, под их контролем, местных органов управления на оккупируемых территориях, с опорой на заблаговременно подготовленные там «силы поддержки» и привлечение к сотрудничеству «по поддержанию порядка» лояльных представителей и формирований дислоцированных там военных и правоохранительных структур и подавлением сопротивления со стороны отдельных критически настроенных групп;

*       расчленение территории указанного государства на отдельные контролируемые зоны, с последующим развертыванием там «демократических» «выборов» и «судов», а далее - сети «независимых» государственных образований, устойчиво интегрируемых в механизмы хозяйствования и управления лояльные государству, осуществляющему вышеуказанную деятельность.

«Жесткий» сценарий противоборства предполагается при недостаточной эффективности его предшествующих стадий, но с опорой на результаты их операций, призванных подорвать готовность противника к сопротивлению развиваемой вооруженной агрессии до уровня, минимизирующего возможные потери государства, осуществляющего данную деятельность.

В организации такого рода деятельности, государство - объект воздействия, рассматривается как системный «организм». Для поражения его «головы» (национального руководства) взаимосвязано подрываются его подсистемы: «нервная» (административно-управленческая), «кровеносная» (финансовая и энергетическая), «двигательная» (социально-экономическая), «иммунная» (безопасности, медицины и экологии), «мышечная» и «воспроизводящая» (демографическая), «душа» (сознание социума) и, наконец, «руки» (армия) - как следствие перечисленных дисфункций.

Особое внимание при этом придается человеческому фактору. При этом развиваются средства и методы воздействия, которые могут, скрыто использоваться на стадии невооруженной конфронтации, стирая фактическую грань между миром и войной.

Системное применение этих средств и методов воздействия постепенно приводит государство к требуемому управляемому извне состоянию.

Материал впервые был опубликован в газете «Северный Кавказ» (№ 22, июнь 2009).

*        

 



Источник: http://rnd.cnews.ru/army/reviews/index_science.shtml?2009/06/19/351233
Категория: Наука и человечество | Добавил: Olsestar (20.06.2009) | Автор: Olsestar
Просмотров: 2429 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Leon • 11:43, 28.06.2009
Обеспечить дисфункции социальных и материальных основ государства можно лишь тогда, когда сами правители и "вертикаль власти" к этому готова, не обладает интеллектуальными возможностями для оценки последствий своих действий для страны.
Статья хорошая, но создается впечатление, что писал молодой и очень энергичный менеджер от политологии. Игровой, сценарный подход в описании заслоняет другой вопрос. Он связан с гуманитарными программами в образовании, которые играют роль троянского коня. Владеть информацией теперь уже мало. Нужно формировать решающее влияние на массовое сознание и менять образы в психике людей в ходе их обучения. В любом случае информация, изложенная в статье, полезна.
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024