Особенности современного этапа развития мира и
кризис аналитического метода его описания открывают новые возможности перед
системным подходом к ведению глобального противоборства уже не поочередно то
политическими, то военными методами, как это было в прошлом, но комплексно - с
использованием возможностей системного подхода, оперативного ситуационного моделирования и информационного ресурса.
Сутью развития любой
геополитической ситуации является её игровая составляющая, включающая в себя:
привлекаемый информационный ресурс, начальную и конечную цели (территориальные
и/или финансово-экономические), а также сценарий её развития.
В XXI веке наступила пора
геоэкономики: глобализм, мировое экономическое стратегирование, непрямое
переструктуирование рынков. В связи с чем актуализируется вопрос о создании
постиндустриальных проектов ведущих мировых держав, новых геоэкономических и
геокультурных рамок РАЗВИТИЯ и ПЕРЕДЕЛА МИРА. Применительно к России – это
определения её роли и национальной идеи, способной объединить нацию.
Именно из-за кризиса
аналитичности, в последние годы существенно тормозящем, а в отдельных случаях и
препятствующем принятию оперативных и грамотных решений в условиях
быстроменяющейся информационной картины мира особое внимание в геополитике
уделяется сценарному подходу.
Страна, первой взявшая на
вооружение системный подход в формировании и применении когнитивного оружия,
разрабатываемый в рамках единой системы сценариев, заведомо обречена на мировое
лидерство.
Все человечество, на
современном этапе, представляет собой информационные объемы восприятия с четко
заданными реакциями, т.е. речь в данном случае идет о рефлексии государств и
народов на уровне геополитики, о формировании и проведении геополитического
планирования и становления государства монополистом системы мировых
взаимоотношений.
Появление во второй половине XX
века у ведущих государств мира атомного, а затем и ядерного оружия привело к
невозможности на том этапе разрешения возникающих геополитических противоречий
традиционными военными средствами.
Вместе с тем, сами противоречия
в силу объективно существующих законов развития общества, продолжали и
продолжают возникать и развиваться. Это обусловило поиск новых путей и подходов
к их разрешению на выгодных для определенного государства (коалиции государств)
условиях при минимизации собственного ущерба.
Одним из наиболее эффективных
подходов, развиваемых США со второй половины XX века, и уже неоднократно
успешно примененным на практике является организация и проведение мероприятий,
направленных на завоевание сознания опорных социальных групп, а не только
территории государства - объекта управляемого воздействия.
Такой подход многократно
снижает возможные угрозы, затраты и потери при разрешении противоречия. Следует
отметить, что данный подход не нов и успешно применялся против России со
стороны Германии и Великобритании в начале XX века при подготовке и совершении
революции 1917 года, а также использовался СССР в деятельности Коминтерна и в
последующей поддержке национально-освободительных движений со стороны СССР.
Особенностью современного этапа
развития форм, средств и методов аналогичной деятельности, проводимой США,
является целенаправленность, глобальность и системность.
Реализуя указанный подход, США
к началу 90-х годов эффективно завершили первый этап долгосрочного курса,
определенного в 1948 году в директивах СНБ № 20/1 «Цели США в отношении России»
и № 58 «Задачи США в отношении стран восточной Европы».
Его развертывание в 80-х годах
велось в рамках доктрины «Освобождение». Основные концепции доктрины были
разработаны (комплексом неправительственных центров под эгидой Фонда
«Хэритидж») в многотомном «Мандате на лидерство».
При опоре на комплексное
информационное превосходство в сферах: дипломатии, экономики, науки, внутри- и
внешнеполитических и военных отношений - США склонили в условиях «холодной
войны» советское руководство к принятию стратегических решений, которые инициировали
эскалацию дисфункций советской управленческой и хозяйственной системы,
завершившуюся дезинтеграцией Организации Варшавского Договора (ОВД) и СССР на
множество образований.
В последние годы данный подход
в США обозначен термином информационная война. В «Объединенной доктрине
информационных операций», принятой США в 1998 году, сказано: «Информационная
война - это комплексное воздействие на систему государственного и военного
управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое
уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора
информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало
бы функционирование инфраструктуры управления противника».
В июне 2007 года в США представлена
новая стратегия борьбы с «мировым злом». Она разработана под руководством
заместителя госсекретаря Карен Хьюз, возглавляющей Координационный комитет
стратегических коммуникаций и общественной дипломатии США.
Поддержка фундаментальных
ценностей американского общества и обеспечение национальной безопасности США
объявляются главной задачей стратегических коммуникаций и общественной
дипломатии Америки. Стратегия подразумевает принятие всех необходимых мер для
установления контактов с гражданами различных стран, которые разделяют
фундаментальные ценности американского общества.
В стратегии соответствующим
структурам США предлагается развернуть эффективную работу с так называемыми
«группами влияния» и «уязвимыми группами населения». В «группы влияния» включены
политики, общественные деятели, религиозные лидеры, журналисты и другие люди,
пользующиеся авторитетом в своих странах и регионах. К «уязвимым группам
населения» отнесены молодежь, женщины, национальные, религиозные и иные
меньшинства.
В текущий период
интенсифицируется деятельность США по установлению «гарантированного» контроля
над постсоветским пространством, с опорой, в условиях «холодного мира», на
наращиваемое информационно-управленческое превосходство.
Для достижения поставленных
целей намечается активизация государственных СМИ США, расширение
образовательных программ и программ обмена специалистами, помощь различным
странам в сфере образования, здравоохранения и других областях. Все это
именуется переходом к тактике «демократия в действии».
Основной целью данных
мероприятий применительно к России является создание предпосылок для дальнейшей
дезинтеграции страны с последующим разделом на ряд управляемых слабых в
политическом, экономическом и военном отношениях территориальных образований.
В современных условиях
вышеуказанные мероприятия осуществляются на многоплановой системной основе.
Базовый способ их реализации - обеспечение дисфункций социальных и материальных
основ государства - объекта воздействия, склоняющих его руководство к принятию,
предъявляемых к нему США и их союзниками требований. При этом могут быть
выделены следующие основные формы/стадии данной деятельности.
Невооружённая конфронтация,
приводящая к «демократической» переориентации государства (пример - Грузия).
Она осуществляется при опоре на невоенные воздействия (внешнеполитические,
финансовые и экономические, научные и технологические, экологические,
информационные, демографические и социально-экономические,
общественно-психологические, внутриполитические), направленные на скрытое
ослабление национального потенциала и невооруженное насилие.
В рамках данной формы/стадии
используются и непрямые военные воздействия (военно-стратегическая
дезинформация, военно-стратегические соглашения и договоры с государством —
субъектом воздействия, инициирование внешних и внутренних конфликтов
государства - субъекта воздействия с третьей стороной, провокации, диверсии,
террористические акции вне и на территории государства - субъекта воздействия
силами третьей стороны), направленные на скрытое ослабление невоенных и военных
основ национального и военного потенциала.
Вооружённая конфронтация,
в ходе конфликтов и войн, приводящая к кризисно-«миротворческой» переориентации
государства (пример - Югославия).
Постконфронтационное
противоборство - в формах оккупационно-силового и политического
урегулирований, приводящее к военно-силовому подчинению государства (пример -
Ирак).
Сценарий же воздействия на
государство — объект деятельности, отражающий данный подход, имеет более
сложную структуру.
«Мягкий» сценарий их реализации
охватывает возможности:
усиления влияния сил, ориентированных
на США;
скрытого «перепрограммирования»
влиятельных персоналий в высших эшелонах власти страны, в т.ч. с возможным
использованием прямого и непрямого подкупа и шантажа, переубеждений и
спецвоздействий (суггестивных, биохимических, техно-информационных и др.);
физического устранения (через
террористические акты, аварии на транспорте, спецвоздействия и пр.) ключевых
фигур в руководстве страны, сопротивляющихся её трансформации;
«демократического» приведения к власти
ставленника США.
«Полужесткий» сценарий
подчинения государства может включать:
эскалацию кризисных и конфликтных
процессов в развитии государства – объекта воздействия;
естественные и/или инициируемые
чрезвычайные бедствия в крупных его центрах (землетрясения, взрывы и аварии на
крупных объектах эколого-опасного производства и др.), вызывающие «паралич»
системы национального управления, эскалацию экологических бедствий, массовой
паники, хаоса;
срочные обращения за «международной
помощью» со стороны «авторитетных общественных и государственных деятелей», в
т.ч. из числа бывших и действующих представителей государственного управления;
экстренные переброски в зоны бедствий
боеготовых и мобильно усиливаемых контингентов коалиционных миротворческих сил,
с формированием «временного правительства национального спасения»;
динамичное развертывание, под их
контролем, местных органов управления на оккупируемых территориях, с опорой на
заблаговременно подготовленные там «силы поддержки» и привлечение к
сотрудничеству «по поддержанию порядка» лояльных представителей и формирований
дислоцированных там военных и правоохранительных структур и подавлением
сопротивления со стороны отдельных критически настроенных групп;
расчленение территории указанного
государства на отдельные контролируемые зоны, с последующим развертыванием там
«демократических» «выборов» и «судов», а далее - сети «независимых»
государственных образований, устойчиво интегрируемых в механизмы хозяйствования
и управления лояльные государству, осуществляющему вышеуказанную деятельность.
«Жесткий» сценарий
противоборства предполагается при недостаточной эффективности его
предшествующих стадий, но с опорой на результаты их операций, призванных
подорвать готовность противника к сопротивлению развиваемой вооруженной
агрессии до уровня, минимизирующего возможные потери государства,
осуществляющего данную деятельность.
В организации такого рода
деятельности, государство - объект воздействия, рассматривается как системный
«организм». Для поражения его «головы» (национального руководства) взаимосвязано
подрываются его подсистемы: «нервная» (административно-управленческая),
«кровеносная» (финансовая и энергетическая), «двигательная»
(социально-экономическая), «иммунная» (безопасности, медицины и экологии),
«мышечная» и «воспроизводящая» (демографическая), «душа» (сознание социума) и,
наконец, «руки» (армия) - как следствие перечисленных дисфункций.
Особое внимание при этом
придается человеческому фактору. При этом развиваются средства и методы
воздействия, которые могут, скрыто использоваться на стадии невооруженной
конфронтации, стирая фактическую грань между миром и войной.
Системное применение этих
средств и методов воздействия постепенно приводит государство к требуемому
управляемому извне состоянию.
Материал впервые был
опубликован в газете «Северный Кавказ» (№ 22, июнь 2009).
Обеспечить дисфункции социальных и материальных основ государства можно лишь тогда, когда сами правители и "вертикаль власти" к этому готова, не обладает интеллектуальными возможностями для оценки последствий своих действий для страны. Статья хорошая, но создается впечатление, что писал молодой и очень энергичный менеджер от политологии. Игровой, сценарный подход в описании заслоняет другой вопрос. Он связан с гуманитарными программами в образовании, которые играют роль троянского коня. Владеть информацией теперь уже мало. Нужно формировать решающее влияние на массовое сознание и менять образы в психике людей в ходе их обучения. В любом случае информация, изложенная в статье, полезна.