PSYSTAN
Суббота, 21.12.2024, 19:35
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Наука и человечество [76]
Ведические основы [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мозг развивается в действии

Физические упражнения и даже наблюдение за ними позволяют развивать головной мозг. К такому выводу пришли психологи из Университета Чикаго (University of Chicago) Однако другие исследования говорят о том, что одного пассивного наблюдения для стимулирования развития интеллекта недостаточно. И снова в научных кругах возникло противоречие, кто же прав?http://www.geniusmaster.name/wp-content/uploads/2008/09/0505231651140.jpg
Физические упражнения стимулируют развитие головного мозга

В рамках исследования проводимого психологами из Университета Чикаго (University of Chicago) сравнивались хоккеисты, хоккейные болельщики и люди, которые отроду хоккеем не интересовались. Как оказалось, во время бесед о хоккее у хоккеистов и болельщиков значительно – по сравнению с людьми, этой игрой не интересующимися – повышалась активность зоны головного мозга, которая «отвечает» за планирование и контроль физических действий. Это наблюдение было сделано впервые.
На основании этого, авторы пришли к следующему выводу: мозг способен «обучаться» отдавать нужные команды телу даже в ситуациях, когда его владелец не действует самостоятельно - в данном случае, он просто сидит в зале или перед телевизором, следя за перипетиями хоккейной баталии. В перспективе, это открытие способно привести к определенным изменениям в методах подготовки людей, связанных с физической деятельностью: не только спортсменов, но и военных, телохранителей, пожарных и пр.

Вот это – перспективы!
Вот это – Да! Вот это – перспективы! И тут же воображение начинает рисовать тренировки Neo и других героев фильма «Матрица». Подключился к компьютеру, в мозг загрузилась программа тренировок, и вот, спустя всего несколько минут, ты стал отличным пилотом вертолета, мастером боевых искусств, и т.д. Выводы сделанные учеными подтверждают действенность мысленных репетиций (визуализации). Но, доводы приведенные в книге В. Венгар, Р. Поу. «Неужели я гений?» говорят о том, что для развития мозга не достаточно быть лишь пассивным наблюдателем, вот несколько фрагментов книги говорящих о том, что для развития мозга необходимо действие…


Как сделать гения
Принято считать, что гением нужно родиться. А вот Мариан Даймон посвятила свою работу «выращиванию» гениев в лабораторных условиях.
В своем впоследствии знаменитом эксперименте она поместила несколько крыс в обстановку, стимулирующую развитие: их клетки были наполнены качелями, лесенками, «беличьими колесами» и разнообразными игрушками. А другим крысам достались совершенно пустые клетки. В стимулирующей среде крысы не только дожили до трех лет (что соответствует примерно девяноста годам человека), но у них увеличились и размеры мозга. Между нервными клетками вырос целый лес новых соединений в форме дендритов и аксонов — тонких разветвленных структур, передающих электрические сигналы от одной нервной клетки (нейрона) к другой. Крысы, обитавшие в обычных клетках, умирали раньше. Их мозг имел значительно меньше межклеточных соединений, чем у стимулировавшихся собратьев, и в какой-то момент развитие животных останавливалось вовсе.
Еще в 1911 году отец нейроанатомии Сантьяго Рамон-и-Кахаль обнаружил, что количество соединений между нейронами (синапсов) является мерой гениальности, причем этот показатель оказывается более существенным, нежели общее число нейронов. Эксперименты, проведенные Даймон, показали, что «физический механизм гениальности» можно создать путем умственных упражнений, по крайней мере, у крыс. Применим ли этот принцип к людям? Даймон пыталась найти ответ на этот вопрос. Она изучала фрагменты мозга Эйнштейна. Как и ожидалось, в левом полушарии ей удалось обнаружить повышенное число глиальных клеток. Даймон назвала этот нейрологический коммутатор «ассоциативной областью других ассоциативных областей мозга». Глиальные клетки служат «клеем», связывающим нервные клетки друг с другом; они способствуют передаче электрохимических сигналов между нейронами. Именно это и ожидала увидеть Даймон, уже наблюдавшая повышенную концентрацию глиальных клеток у подопытных крыс. Присутствие их большого количества и в мозгу Эйнштейна указывало на сходство процессов обогащения ими мозга.
Однако в отличие от нейронов, которые не воспроизводятся с момента рождения, количество глиальных клеток,аксонов и дендритов может увеличиваться на протяжении всей жизни, если правильно использовать мозг. Исследования Даймон позволяют предположить, что чем активнее мы учимся, тем больше возникает таких соединений (рис. 1.2). И напротив, стоит нам прекратить обучение и позволить мозгу погрузиться в застой, соединительные клетки начинают отмирать.
Рис. 1.2. Нейроны не воспроизводятся с рождения. Но аксоны, дендриты и глиальные клетки, обеспечивающие электрохимическое взаимодействие между нейронами, продолжают расти, пока мы учимся. Становление этих связей имеет гораздо большее значение для развития интеллекта, нежели количество нейронов в мозгу.
Вывод для преподавателей очевиден. Если мозг Эйнштейна в чем-то устроен подобно мозгу подопытных крыс, то это значит, что путем достаточно интенсивной тренировки ума можно вырастить новых эйнштейнов.


Принцип участия
Когда Мариан Даймон провела свой знаменитый эксперимент с крысами, помещенными в стимулирующую развитие обстановку, она исследовала также и так называемую контрольную группу. В ней крысам не было позволено наслаждаться игрушками, лесенками, колесиками и прочими восхитительными развлечениями суперкрыс, но они могли наблюдать за своими более счастливыми сородичами.
Некоторые теории развития детского интеллекта постулируют, что для его роста достаточно лишь одного интеллектуального стимулирования. Согласно этим теориям, крысы-наблюдатели также могли бы развить у себя дополнительные нейрологические связи, но этого не произошло. Они умирали в том же возрасте и имели столь же мало нейрологических связей, что и их несчастные собратья в абсолютно пустых клетках, которым не было позволено даже просто смотреть на других.
Естественно, одного наблюдения оказалось недостаточно для того, чтобы создать суперкрыс — зверьки должны были сами попробовать и потрогать все игрушки. Это наводит на мысль, что «эффект суперкрысы» является следствием обратной связи. Чем интенсивнее крысы взаимодействовали со своей средой, тем в большей степени среда воздействовала на них, способствуя развитию мозга.


Цепь экспрессии
Открытие Даймон подтверждает то, что известно нейрологии уже более восьмидесяти лет: физическое развитие существенной части мозга зависит не от наследственности и не от внешних стимулов, а от обратной связи с нашей собственной спонтанной и экспрессивной активностью. Я называю это явление цепью экспрессии.
Еще в 1911 году Сантьяго Рамон-и-Кахаль заметил, что микронейроны мозжечка развиваются в прямой зависимости от активности ребенка. Позднее нейрофизиолог Хосе Дельгадо установил, что до 90% нейронов мозга формируются после рождения и их количество и структура в значительной степени зависят от характера информации, поступающей из окружающей среды.
Несмотря на то, что эти удивительные свойства обратной связи известны столь давно, их значение для ускоренного обучения до сих пор не оценено по достоинству.


Ползайте!
Некий психолог исследовал два племени американских индейцев, которые обитали настолько близко друг к другу, что территории их резерваций пересекались. Оба племени жили в сходных культурных и экономических условиях. И тем не менее у людей одного племени коэффициент IQ был на 25 пунктов выше, чем у другого. Оказалось, что в одном племени младенцам позволяли свободно ползать, а в другом племени (с низким коэффициентом IQ) их движения строго ограничивали.
Исследования, проведенные доктором Реймондом Дартом, работающим в Институте человека в Филадельфии, содержали аналогичные наблюдения. Дарт открыл «австралопитека» — недостающее звено эволюции. В настоящее время его институт занимается общими проблемами развития человека. Исследуя первобытные общины, там обнаружили, что те племена, в которых младенцы могли свободно ползать, имели более развитое общество, более высокие технологии и даже зачатки письменности. В тех племенах, где детям не разрешалось ползать, письменность совершенно отсутствовала, научить читать таких людей можно было лишь с большим трудом. Более того, у людей из этих племен возникали затруднения при попытке сфокусировать зрение на расстоянии руки — то есть именно на том расстоянии, на котором и держат книгу при чтении, листок бумаги при письме, инструменты при работе. Действительно, «цивилизация была создана на расстоянии вытянутой руки», — как остроумно заметил когда-то пионер ускоренного обучения доктор Гленн Доумен.


Цепь «глаз-рука»
Понаблюдайте за глазами младенца, который ползет по полу на четвереньках. Когда рука передвигается вперед, глаза ребенка фокусируются на ней, и это движение повторяется тысячи раз. Младенец не только учится ползать, но и тренирует глаза для работы на расстоянии вытянутой руки. Всякий раз, когда ребенок выражает свою волю, протягивая руку, он получает обратную связь — через прикосновение к полу, созерцание руки и переживание успешности собственных действий.
Модель цепи экспрессии при ее более широком понимании способна пополнить непрекращающуюся дискуссию о роли стимулирующей среды в развитии ребенка. Традиционный метод создания развивающей среды предусматривает размещение около кроватки разноцветных елочных огней. Хотя это и стимулирует зрение ребенка, однако не создает никакой обратной связи. Елочные огни будут способствовать развитию мозга не более, чем наблюдение за играющими собратьями способствовало развитию мозга крыс-наблюдателей.
Модель, более соответствующая цепи экспрессии, должна предусматривать возможность влиять на горящие лампочки — например, нажимая на кнопки панели управления. Тогда у ребенка появится мгновенная обратная связь с собственными движениями. Для более старших детей полезны игрушки, которые крутятся и мерцают при прикосновении.


Вместо заключения
Что если к этим двум выводам ученых добавить результаты еще одного исследования? Помните выводы американских ученых о том, что чем больше дети проводят у телевизоров, тем хуже они учатся? И еще один: дети, у которых дома был собственный компьютер с выходом в Интернет, выполняют тесты на порядок лучше, чем те из их ровесников, у которых компьютера нет? (Подробнее об эксперименте здесь: Телевидение замедляет развитие мозга у детей).
 Может быть, объединив информацию всех трех экспериментов можно все расставить на свои места: телевизор это пассивное наблюдение, компьютер это активная обратная связь и каждый клик мышкой это решение, выраженное действием которое приводит к определенным результатам.
Возможно, где-то на стыке понятий пассивное наблюдение и активное участие и лежит путь к развитию выдающегося интеллекта…

И ещё:

1. Избавьтесь от целей, которые перестали вас мотивировать.
2. Реанимируйте свои давние мечты.
3. Выберите новые ориентиры.
Пусть времена, когда вы рассказывали о своих целях всем и вся останутся в прошлом. Будьте умнее, чем прежде. Закрыв рот на замок, начните движение с новой энергией и с удвоенной силой! Не говорите, о том, что вы можете или могли бы что-то сделать, если бы очень захотели. Обещаниям – грош цена.
ДЕЛАЙТЕ!!!



Источник: http://oko-planet.su/phenomen/phenomenscience/84109-mozg-razvivaetsya-v-deystvii.html
Категория: Наука и человечество | Добавил: Olsestar (14.10.2011)
Просмотров: 1784
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024