ЗНАНИЕ И ОСОЗНАННОСТЬ
В чем разница между осознанностью и знанием? Этот вопрос очень важен для понимания человеческой природы. Два слова с одинаковыми корнями имеют фундаментальное различие. Имеющий знание человек может быть очень умным, держа в памяти огромное количество различных сведений и фактов, обладающий же осознанностью может иногда даже не иметь высшего образования, но при этом владеть великой мудростью.
Знание приходит извне, оно не принадлежит никому.
Его может получить любой человек из школы и книг. Он похож на багаж, который люди носят с собой. Иногда он бывает очень тяжелым и ценным, но в любом случае отделенным от человека. Его можно даже забыть и полностью стереть из памяти. Некоторые дисциплины человек изучает годами, а потом напрочь забывает о них. Пока идет учеба, ученики помнят миллионы разрозненных фактов и сведений, но потом все они могут буквально раствориться. Лишь то, что было приобретено в личном эмпирическом опыте, останется с человеком навсегда.
Осознанность в корне отличается от знания. Она всегда приходит изнутри и не может передаться другим человеком. У того, кто не знает, что такое медитация, она часто проживается как вспышка, для знакомого с самонаблюдением это постоянный, никогда не прекращающийся процесс. Осознанность нельзя потерять, так как она всегда идет вместе с опытом. Этот результат эмпирического познания жизни никогда не забывается.
Осознанность характерна лишь людям, которые многое испытали и прожили, смогли увидеть и усвоить полученные уроки. Чтобы быть осознанным, необходимо уметь жить и рисковать, в ином случае это остается лишь знанием. Человечество должно стремиться к развитию осознанности, а не бесконечному накоплению знания, потому что именно она несет глубочайшие изменения, которые приведут к полной трансформации общества.
Знание присуще детскому сознанию. Взрослые насаживают в еще совершенно чистое поле ребенка сведения, разрешая или запрещая ему что-то делать. Пока он маленький, он безусловно доверяет родителям и принимает на веру все, что ему говорят. Но если эта истина не проходит вглубь его существа, то вырастая, он ведет себя совсем по-другому.
Детям вкладывают в умы информацию, не объясняя ее, призывая к слепой вере, а потом получают людей, которые не умеют принимать решения. Пока ребенок маленький, он соглашается, но дальше задает вопросы: «Почему я должен вести себя таким образом? Я хочу знать, что происходит. Объясните мне, почему я должен вам верить. Я слепо следовал за вами, но это ни к чему привело». Однако взрослые и близкие настаивают: «Ты будь таким и таким, просто верь». Кто-то остается в этой утопии на всю жизнь, а кто-то прорывается и пробует по другому — по своему, делает выводы и осознает…
Если человек пришел к осознанию какого-то факта, то сможет теперь передать информацию другому. Он никогда не станет учить, пытаясь заставить его уверовать в то, что говорит. Но скажет: «Я прожил это, я знаю, что это так. Я не буду тебя заставлять верить в это, но если хочешь, ты сам можешь обрести это понимание по своему, я лишь могу подсказать направление, но я не могу научить тебя, как к этому прийти».
Такой учитель обязательно будет обладать высокой осознанностью. Когда же у человека есть только приобретенное извне знание, он никогда не сможет стать великим проводником других людей. Знание оценочно, осознанность – никогда. Знающий человек действует из ума, осознающий – из сердца. Именно поэтому между ними существует такая разница. Все, что человек осознал, пропущено через его жизнь, через все его существо, вскрыта его суть. Теперь он знает из личного опыта и изнутри, как это. Это не просто книги и заученные догмы, а живое знание на сейчас. Такой учитель объяснит любое явление из внутреннего глубокого и ясного понимания.
Некоторые наиболее любознательные ученики в школах и институтах могут спросить у учителей: «Проверена ли информация, которую вы даете нам? Нет ли изменений в достижениях мировой науки?» Если учитель постоянно совершенствуется, то обязательно расскажет о существующих новостях. Если же он повторяет из года в год то, что учил 40-50-60 лет назад, тогда это мертвое знание, и немногие ученики смогут полюбить его предмет.
Как приходит осознанность? Как человек начинает осознавать себя? Как начинается процесс осознанности? В какой момент ребенок понимает, что он — именно такой, а не какой-то другой? Почему иногда он видит себя только с одной стороны, но не видит с другой? Начинает ли он осознавать себя сам, или это умение приходит извне? Осознанность ассоциируется с мудростью и развитым сознанием, которые присущи взрослым людям. Но как она появляется?
Ребенок рождается бессознательно. В первую очередь это происходит из-за того, что сами родители плохо осознают себя, в том числе в момент зачатия их малыша. Человек так мало наблюдает, что происходит с ним, что многое не замечает и не понимает. Поэтому подавляющая часть детей зачинаются в момент, когда родители заняты какими-то мыслями или чувствами, и не видят важности происходящего момента. Обычно они узнают о наступлении беременности из-за задержки цикла или из-за результатов теста. Это знание, но не осознанность.
Если родители достаточно осознаны, то это понимание приходит к ним в момент полового акта. Обычно его нет, поэтому ребенок приходит в мир, не осознавая себя. Если хотя бы один из родителей осознан, то это сильно помогает в дальнейшем развитии малыша, если нет, то этот путь ему придется полностью пройти самому. Обратим внимание, что между осознанностью и знанием есть большая разница: первая безоценочна, второе приходит из суждений. Осознающий родитель видит, что происходит в его жизни, и таким образом может понять и увидеть основные направления развития ребенка.
Кто-то увидит в любом событии важный смысл, второй – оценит эти события, сделав зачастую неправильные выводы. Из-за того, что ребенок зачинается бессознательно, то беременность и роды тоже обычно проходят бессознательно. Некоторые более сознательные мамы и папы в этот период глубже погружаются в себя, в свой внутренний мир, видя скрытые от других глаз вещи. В период беременности будущая мама часто больше направлена внутрь, более спокойна и центрирована, благодаря чему она находится в естественном контакте с ребенком, имеющего божественную природу.
Некоторые родители замечают, что в их привычном поведении и жизни что-то меняется, и это наблюдение, эта информация может стать полезной будущему маленькому человеку: зная ее, он сможет понять что именно принес в жизнь. Погруженность в это время в себя мамы и папы очень помогает малышу, так как позволяет им замечать значительно больше деталей, давая таким образом хороший старт для дальнейшего развития его осознанности. Родителям очень важно наблюдать за происходящими во время беременности событиями, но не оценивать их – в будущем, благодаря этому наблюдению детям будет легче приблизиться к чистому качеству осознанности.
Как только родитель узнает о рождении ребенка, ему необходимо отследить появившиеся у него в этот момент чувства и мысли, и постоянно отмечать, что с ним происходит дальше. Это наблюдение должно присутствовать во время всей беременности, родов и дальнейшего роста ребенка. Когда ребенок рождается, он представляет собой чистое сознание. Первое его осознание возникает в момент родов: происходит отделенность от матери. Он был общим со Вселенной, с матерью, и вдруг произошло разделение. Этот момент называется первой и самой болезненной травмой, которая будет сопровождать его всю жизнь до тех пор, пока он снова не сможет вернуться к своему глубокому источнику, преодолеть внутреннее разделение, и тем самым прикоснуться к божественному. Ребенок долгое время впитывает и принимает все, что ему дается, будучи не оценивающим и не судящим. Он воспринимает окружающую его среду как данность, не зная хорошо это или плохо.
Со временем он принимает суждения окружающих его людей, как свои. Ему говорят, что он красивый или уродливый, умный или глупый, ленивый или трудолюбивый. Взгляд описывающего его взрослого создает его осознанность. Если все видят его лень, но никто не замечает усердия, то он осознает себя как ленивого. Если все видят только его внешность, не обращая внимание на таланты, то и он видит себя как красивого человека, которому не очень важны способности. Видение его окружающими является его видением и осознанием самого себя. Именно поэтому ребенку всегда так важен мудрый проницательный взрослый. Если он будет рядом, малышу очень повезет, так как его взгляд откроет скрытые для многих его качества и возможности. Это относится ко всему: в спорте очень важно наличие рядом сильного тренера, чтобы показать заложенный потенциал, в учебе — грамотного учителя, который увидит особые способности к математике или физике, в семье — внимательного родителя, умеющего открыть ребенку его внутренний мир.
Осознание всегда приходит через знания и опыт. Животное абсолютно счастливо в своей невинности, но ничего не знает об этом. Человек может прийти к ощущению такого же счастья, как и животное, но при этом осознать его, что сделает его причастным как к земному, так и божественному уровню. Он познаёт окружающий мир, будучи экстравертом, и возвращается внутрь, становясь интровертом. Через оценки окружающих и наблюдение он понимает кем на самом деле является. Чтобы осознать себя, он обращается в первую очередь к той информации которую ему дали родители и другие взрослые. Если ему говорят, что он глупый, то он так себя и воспринимает. Чтобы найти умного в себе, ему придется проделать целый путь, чтобы понять где спрятано это качество. Если же кто-то ему лжет, специально или нет, говоря о несуществующих свойствах его характера, то ему надо будет приподнять всю паутину лжи, чтобы понять что это не так. Ему придется осознать ложь вокруг него, а потом увидеть какой он есть на самом деле.
Поэтому помимо проницательности, ребенку очень важна честность. Если бы взрослые умели говорить честно и прямо, то ребенку было намного проще понять кто он. Тогда, если бы он чувствовал, что он не такой, как о нем говорят, то мог просто сказать: «Это не так!», но если ему врут или скрывают, что хотят сказать на самом деле, то в его самовосприятии присутствует ощущение тумана, и он не понимает, что с ним происходит. Осознать этот туман обычно очень сложно, так что намного лучше если взрослый скажет, что ничего не смыслит в психологии и не претендует на всеобъемлющее знание о своем ребенке, чем заявит, что знает о нем все. Если его видение однобоко, а ребенок ему доверяет (а именно так обычно и происходит), то он так ограничено и будет видеть себя через эту призму. И это будет мешать ему в дальнейшем развитии.
Поэтому все родители и учителя должны всегда помнить важную вещь: все, что они видят в ребенке, будет его самосознанием. Когда его видят все время виноватым, он тоже чувствует себя виноватым, когда постоянно замечают его стыд, то он будет видеть себя стеснительным, когда всегда говорят, что у него жесткое сердце, то он тоже будет ощущать в себе жесткое сердце. Не надо скрывать его плохие качества, но необходимо показать все, что в нем есть. Не оценивая, не осуждая, но называя все, что есть в нем, ребенку будет дана возможность осознавать себя разным: хорошим и плохим, умным и глупым, щедрым и скупым, красивым и уродливым. Через это осознание он сможет увидеть себя целостным, понять, что в нем находится вся Вселенная со всеми ее достоинствами и недостатками, и таким образом прийти к ощущению абсолютного счастья, не связанного ни с какими внешними или внутренними причинами и обстоятельствами. Человек должен стремиться именно к такому обучению. Тогда вечные заповеди перестанут быть просто знанием. «Не обмани» не будет лишь занудным ворчанием родителей, но пониманием, что обман всегда тянет за собой следующее вранье. «Не убей» не будет только страхом наказания, но осознанием, что преступление ведет к вырождению рода, породившего убийцу. «Не завидуй» перестанет быть нехорошим человеческим качеством, из-за которого не будут любить, но видением, что оно мешает жить полной жизнью в первую очередь испытывающему это чувство.
Знание является необходимой ступенью в развитии человека, но обязательно должно иметь целью достижение осознанности. Ребенка нужно обучать пониманию, а не слепому доверию тому, что ему говорят. Если его будет учить мудрый родитель, то в этом обучении всегда будет присутствовать пропущенный через сердце опыт. Тогда ребенок сможет понять или просто почувствовать передаваемую ему истину. В этом случае он не будет делать некрасивые вещи не из-за страха наказания, но из внутреннего понимания. Когда он вырастет, то будет продолжать изучать жизнь из стремления понять глубокие механизмы происходящих процессов, независимо от области, в которой он будет развиваться. Куда бы он ни обратил свой взгляд, он будет осознанным. Впоследствии он сможет передать собственным детям свой подход, обучая видеть и познавать мир в глубине, а не хватать знания, не успевая их переварить.
Для того, чтобы развивать в себе осознанность, каждому человеку необходимо замедлиться. Если знание поглощается в неограниченных количествах, имея целью быстрое насыщение, то оно похоже на бесконечное желание новой «дозы», которая никогда не удовлетворит. Осознанность же сродни вдумчивому и спокойному приему пищи, наполняющего и насыщающего индивидуума всеми полезными веществами. Она включает в себя наблюдение, отсутствие суждений и включенность сердца. Глубина осознанности будет зависеть от степени включенности человека в процесс. Она никогда не будет застывшей догмой, а также никогда не станет навязываемым кому-то учением. Осознанность должна идти рука об руку со знанием. Они не противоречат друг другу, но являются лишь разными уровнями человеческого развития. Двигаясь вместе, они смогут принести человеку, с одной стороны — к признанию и успеху, а с другой — внутреннее спокойствие и созерцательность, что в комплексе приведет к истинной гармонии и равновесию…
|