Часть
«установок», которые реализуются психофизиологичской системой организма,
формируется у человека на ранней стадии развития, в первые месяцы и годы. Речь идет о тех проявлениях программ ИРБ,
которые могли быть спровоцированы обстоятельствами в окружении ребенка (внешнем
мире), особенностями его рождения и физиологическими данными в первые 1,5 – 3
года жизни.
Когда, например,
в период грудного вскармливания у матери из-за стрессов или физиологических
процессов изменяется вкус и запах молока, или снижается его количество (не до
полного исчезновения), младенец будет испытывать неприятие к молоку (вкус стал
не привычным), а во взрослом состоянии у этого человека возможно
своеобразное «холодное» отношение к матери. В случае недоедания (молока стало меньше, но мать этого не
замечает) ребенок испытывает сначала не насыщение, затем, на уровне ИРБ включается страх голодной
смерти. Во взрослом состоянии такой человек может страдать перееданием. Для
него ограничение себя в пище равноценно самоубийству (с точки зрения ИРБ).
Если в раннем
детстве человека кормили не потому что он ощутил потребность в пище, а строго
по часам и в строго определенном (не самим ребенком, а взрослыми) количестве,
он постепенно привыкает к тому, что питание сопровождается ощущением
переполненного желудка (при недостатке пищеварительных соков, когда организм
еще не голоден). У такого человека пища полностью не усваивается, оседает в
виде слизи, шлаков и т.п. Это может приводить к нарушениям программ обмена
веществ. Лишь затем, у каждого человека, по-своему, начинают реализовываться
конкретные проявления нарушений функций органов.
Аналогично
этому, если с раннего детства ребенка в самых благих намерениях воспитывали в условиях повышенной
строгости, дисциплины и ответственности за каждую погрешность или не
выполненное действие, то, со временем, установка на формирование, в
первую очередь, страха порицания, осуждения и наказания, страхов совершить
ошибку закрепляется и начинает доминировать над всем остальным.
На
физиологическом уровне это реализуется в виде закрепленных напряжений готовности присесть, съежится, когда
диафрагма привычно приподнята, а фаза вдоха ограничена. В этом состоянии
напряжения «нахлобучивания» черепной коробки на шейные позвонки формируются
сильнее и повторяются чаще, что приводит к «закреплению» привычного состояния.
Оно формируется всякий раз, когда
человек готовится приступить к элементарным действиям, высказать свою точку
зрения или просто проявить как-то себя, сделав инициативный шаг.
При
переосмыслении привычных «установок», вынесенных из раннего детства, важно, на
наш взгляд, учитывать особенности и обстоятельства раннего этапа жизни, начиная
с грудного возраста, до дошкольного периода, когда ребенок мог систематически
реализовывать обретенные установки и реагировать на отклик окружающих взрослых.
К вопросам переосмысления целесообразно
относить изучение информации в отношении своих привычных реакций, начиная от
осмысления особенностей раннего детства, и заканчивая правилами, которыми
руководствовались взрослые при наработке ребенком навыков организации своих
действий.
Примечание. Текст заметки подготовлен для
обсуждения в соответствующих разделах форума, поскольку вопросы, предложенные
вами, очень разнообразны и разноплановы. Желательно учитывать, что любые доминирующие
реакции, отклики, черты личности имеют под собой биохимическую основу, которая
несколько избыточнее, чем та, которая определена от природы, генетически для
нормального функционирования всех систем организма. |