В теме о
цивилизации мы уже затрагивали вопросы геополитического процесса, который
связан с закономерностями изменений мирового масштаба. Остановимся на кризисных
процессах и переходном периоде.
Системный кризис
цивилизации, который на текущий период времени воплощается в виде кризиса всей
системы экономических и политических отношений, отражающих мировоззренческие
ценности силового преобразования окружающего мира, может привести к поиску
дальнейшего пути социокультурного цивилизационного развития человечества.
Необходимо новое
мировоззренческое ценностное изменение. Такую задачу способен решать разум
цивилизации, который прошел определенный эволюционный путь развития и обеспечил
уровень, необходимый для осознанного человечеством формирования новых
ценностей, построенных от разума и обеспечивающих самосохранение человечества и
его дальнейшее развитие.
Общий процесс
изменения облика цивилизации в политическом и экономическом поле взаимодействия
так же носит кризисный характер, поскольку вся система экономического и
финансового благополучия построена на принципах ведения жизни, вынесенных из
животного мира. Особую роль с периода индустриального этапа развития стала
играть финансовая система и ее постепенное преобладание над всеми сторонами
реальной деятельности производительных сил, реальной экономики, социальных
интересов и условий взаимодействия между людьми.
Фундаментальный
характер системного кризиса не исчерпывается проблемами в финансовой сфере и
имеет корни в самой сути финансово-экономических и политических отношений. Кризис,
инициированный самой природой установленных отношений и ценностей, носит и
рукотворный и объективный характер. Он отражает мировоззрение элит,
владеющих основными финансовыми ресурсами в мире, а также определенные
объективные законы, связанные с глобальным энергосбережением и оптимизацией
затрат энергии.
Текущий период
можно охарактеризовать как переходный процесс от одной системы финансового взаимодействия
и могущества к другой, которая отражает эволюционную потребность мирового
сообщества в разумной системной интеграции (без животного выживания одного
миллиарда за счет депопуляции всех остальных), в свободном обмене
информацией и интенсивном формировании новых знаний. Россия, после 20 лет
неразвития, будет болезненно проходить этот этап.
Финансовая
олигархия, достигшая высот мировой власти в период начала
объективно-необходимой интеграции человечества, реализовала идеологию
глобализации, предоставив возможность транснациональным корпорациям (ТНК) и
группе индустриально развитых стран получить доступ к ресурсам многих государственных
образований с целью их реализации и потребления.
Мировоззренческая
система координат, сложившаяся с периода индустриального развития капитала, не
предполагает каких-либо изменений, кроме принятых приоритетов глобализации,
выработанных мировыми финансовыми центрами (ВБ, МВФ, Трехсторонняя комиссия и
т.д.). В тоже время формируется снижение суверенной независимости отдельных
национальных государств, возникает необходимость более глубокого взаимодействия
экономик, культур и укладов.
Кризисность
переходного периода в жизни цивилизации закономерна и объяснима. Возможности
«переформатировать» мировое экономическое поле предоставляются тем центрам
мирового влияния, которые располагают наибольшим силовым и финансовым
потенциалом. В связи с этим, преобладание в текущий момент теорий
противостояния западного мира с исламом, с восточными центрами экономического
влияния (Китай, Индия, Азиатско-Тихоокеанский регион в целом) отражает лишь
идеологию силового поддержания и реализации Западом своих интересов за счет
остального мира. Конфликтный потенциал будет некоторое время нарастать, что
тоже закономерно. Закономерность, которая уже начинает проявляться – экстерриториальность
основных центров принятия решений.
Новации в мировой политике и экономике могут
быть выработаны в ходе переходного периода, но при этом есть большая
вероятность в 2010-2012 г.г. крупных региональных военных противостояний (особенно
в Евразии, в нефтеносных регионах Черноморско-Каспийского бассейна, Центральной
Азии, Персидского залива) и беспрецедентных по масштабам терактов. Технологии
влияния и воздействия на массовое сознание приобретают системный, всеохватывающий
характер и начинают обретать значение стратегических факторов воздействия на
целые страны инароды. Это важно
понимать, на наш взгляд, с точки зрения более адекватного восприятия
окружающего мира и закономерностей процессов, связанных с цивилизационным
кризисом.
Это путь
с определенными зигзагами и конфликтностью в отношениях различных групп мировой
финансовой олигархии, который имеет общую направленность к созданию
регулируемого и предсказуемого мирового процесса. Но это процесс протяженный,
который может занять многие десятилетия. Особенно в отношении учета интересов и
объективных потребностей отдельных народов и социальных групп, организации
экономических и политических «регуляторов» взаимодействия международного
уровня.
Особую роль
приобретают также и системные факторы влияния на жизнь планеты, такие как
гелиофизическая и геофизическая активности, имеющие взаимосвязи с более
крупными астрофизическими факторами влияния на все живое. В предстоящие годы
возможно усиление влияния таких факторов, которое повлечет за собой рост
сейсмической активности, рост климатических изменений и изменений состояния
Мирового океана. Разумная организация собственной жизни, осмысленность своих
целей и планов, разумная организация взаимодействия людей друг с другом могут
существенно смягчить последствия воздействия Солнца игеофизической активности.
Особенностью
переходного периода является необходимость выработки новых правил и
мировоззренческих представлений цивилизации, ориентированных на разумную шкалу
ценностей, основанных на системной взаимосвязи человека с природой и самой
планетой, осознанном ограничении определенных видов деятельности, а главное –
осознанном отказе от мировоззрения, формирующего стремление к мировой вертикали
абсолютной власти. Именно в таком
мировоззрении, на наш взгляд, таится глобальная угроза жизни человечества, и
именно такое мировоззрение воплощает животные принципы выживания и ведения
жизни.
Переходный период, начавшийся с первого
десятилетияXXI века, можно охарактеризовать как
формирование условий более активного проявления разума цивилизации в качестве
инструмента ее выживания и развития на новых принципах. Велика историческая
инерция процесса, который имеет, в целом, поступательный вектор развития
цивилизации. В будущем это будет «единый организм» с достаточно вменяемым
управляющим взаимодействием, где стратегическая значимость совместных действий
будет оцениваться на основе планетарно-цивилизационных интересов, формируемых,
осознаваемых разумом.Важно понимать,
что к результату можно прийти разными путями. Наиболее неразумный и
разрушительный процесс может порождаться «стихийной» импульсивностью масс,
готовых «снести, заодно, и страну», а также пассивным хранением и
консервированием существующей системы со всеми ее проблемами и недостатками.
«Подогрев» импульсов и протестного движения сторонниками кардинальных мер
(число их велико, они различны в мировоззрении, уровнях осмысленности
макропроцессов, но всегда они в русле планов экстерриториальных центров власти)
начинается уже с весны 2010 г., что целесообразно понимать, осознавая
необходимость эволюционирования, а не «революционных потрясений», несмотря на
неправедность власти и экономических отношений. Потрясения распада,
несвоевременность и неадекватность мер (или их полное отсутствие) наше общество
уже проходило в недавней истории, сейчас это будет более мощным процессом,
который недопустим даже с точки зрения задачи сбережения народа страны. Одна из
сторон этих процессов – интернациональный характер инициаторов конфликтности.
Будущие новые
принципы будут отражать, на наш взгляд, совсем иные приоритеты развития, где
ценностью будет человеческая жизнь, полезная реализация индивида в социальной
горизонтально-интегрированной сети взаимоотношений и взаимодействий. Большая степень осознанной
взаимозависимости будет опираться на открытость многих аспектов отношений, на
общность интересов и общую судьбу народов. Наиболее вероятно, произойдет отказ
от идеологии антропоцентризма, которая привела к формированию потребительской
человеческой философии по отношению к природе и самой планете.
Целесообразно
понимать, что эволюционное развитие разума предполагает более высокую скорость
изменений, чем это отражено в памяти человечества в ходе его истории. Многое
определяется внутренним состоянием людей, степенью задействования сознания
индивида и его развитием.